Хочу начать готовить детей к ЕГЭ, но не знаю, с чего начать!

Здравствуйте, уважаемые учителя и репетиторы!

Ко мне часто приходят на почту через форму КОНТАКТЫ много писем, где читатели просят помочь им или рассказать то, что их интересует. В последнее время приходят похожие запросы, связанные с подготовкой к ЕГЭ.

Чтобы не отвечать каждому в письме, я решила объединить все вопросы в одну статью и детально разобрать всё. Буду писать то, что лично я думаю по этому поводу и конечно же не претендую на правильность, просто изложу свои мысли, как бы я сделала.

Итак, с чего начать подготовку к ЕГЭ, если вы раньше этого никогда не делали? Что нужно в первую очередь иметь для себя и учеников?

Почему учителя бояться

готовить учеников к ЕГЭ?

Обычно учителя, занимающиеся в основном с маленькими, боятся начинать готовить учеников к ЕГЭ по английскому по двум причинам:

  1. Языковая подготовка слабая

Согласитесь, что обучая детишек, не нужно владеть большим количеством словарным запасом, да и грамматика изучается там базовая. Всё идёт на элементарном уровне, как грамматика, так и лексика.

Не спорю, что кто-то из учителей владеет языком хорошо и постоянно развивается, но во многих случаях для многих нет необходимости. И это, кстати, печально!

     2. Никогда в жизни не готовили к экзаменам (ГИА и ЕГЭ) и сами не сдавали

Значит пора начинать! Если следовать тому, что английский язык набирает всё больше популярности и идёт тенденция к тому, что скоро он будет для многих обязателен, то просто необходимо научиться готовить учеников к этим экзаменам.

Хотя бы потому, что если вы работаете репетитором, то будете конкурентоспособны и на ступеньку выше, чем те, кто не готовит к ним.

Курсы, репетитор или самоучки?

Если вдруг вы твёрдо решили, что хотите готовить детей к ЕГЭ, вы должны, в первую очередь, сами хорошо разбираться в этом экзамене! Для этого у вас есть выбор:

  • записаться на курсы по подготовке к ЕГЭ по английскому языку в вашем городе, если таковые есть. Если нет, то пройти дистанционно. К сожалению, тех курсов, которые я проходила, сейчас нет. И это было уже давно на сайте 1 сентября здесь
  • найти репетитора, который сможет вас научить премудростям экзамена и шаг за шагом расскажет и покажет, что и как. Идеальный вариант! Но таких очень мало и они прячутся))). Я не прячусь и ко мне можно обратиться за консультацией.
  • заняться самообразованием и много читать, читать, читать! А потом всё это внедрять, практиковать и делать выводы! Один из самых доступных вариантов, но требует от вас большой самоорганизации и самодисциплины!

Первый этап — проверяем свои знания!

С чего же начать учителю (репетитору), который хочет готовить учеников к экзаменам?

Во-первых, надо улучшить свою языковую базу! Для этого просто протестируйте себя, сделав один из вариантов ЕГЭ.

Проверив самостоятельно по ответам там, где возможно (письмо и эссе попросите более опытных проверить), вы увидите реальную картину своих знаний и будете видеть свои пробелы.

Исходя из проверенного, вы уже будете знать, где вам усилить работу, над какими видами навыков сделать упор. Это может быть лексико-грамматическая часть или же письмо. А может вам даётся тяжело аудирование или чтение?

В любом случае, вы должны уяснить одно: вы должны быть уверены в своих знаниях! (понятно, что всего знать невозможно, но у каждого есть своя шкала уверенности)

Если у вас такого чувства не возникает, значит совершенствуйтесь, пока не дойдёте до того уровня, который вам будет достаточен для преподавания.

Здесь оговорюсь, что вам совсем необязательно знать язык на уровне носителя, мы этой цели и не преследуем. Я говорю сейчас о том, чтобы вам было комфортно с вашими знаниями учить детей.

А уровень комфортности у всех разный! Что я под этим понимаю?

Например, одно дело объяснить грамматическую тему ученику (с методической точки зрения подать материал так, чтобы ученику было всё понятно), другое дело — почему в предложении используется то или иное время или конструкция (а вот здесь уже вы показываете ваши знания, непосредственно языковые).

Если вы это проделываете с лёгкостью и без зазрения совести можете вместе с учеником посмотреть что-то в словаре, если чего-то не знаете — значит вы почти достигли свой уровень комфортности.

Второй этап — штудируем всё о формате ЕГЭ

Я думаю, что многие из вас уже знакомы с тем, что такое ЕГЭ, многие учителя уже и сдавали его. Но кое-какую информацию о том, что такое ЕГЭ и с чем его едят, я уже давала здесь

Там вы можете скачать кодификатор и демоверсию, а также получить советы по самостоятельной подготовке к ЕГЭ по английскому языку.

Наша задача, как учителя (репетитора) получить полную информацию о формате экзамена, о разделах ЕГЭ! Где это можно взять? Например, здесь. (Видеолекции Вербицкой очень полезные и помогут вам разъяснить некоторые моменты)

Третий этап — подготовка материалов для учеников

Итак, вот мы узнали с вами свой уровень языковой подготовки. Теперь нужны какие-то материалы, по которым вы будете заниматься с детьми. Конечно можно купить любые книги, где написано ЕГЭ Английский язык, но рано или поздно вы поймёте, что это просто варианты экзаменационных заданий и все они однотипные.

Нам нужен более системный что ли подход. То есть работать над каждым разделом. Про аудирование и чтение я говорить пока не буду, так как это разделы, которые требуют от учеников больше самостоятельности, чем нашей помощи.

А вот на лексико-грамматической части я остановлюсь поподробней. С чего начать? Какие темы нужно изучить? Я подготовила для вас список грамматических тем, которые нужно обязательно изучить с учениками. Все они могут встретится на экзамене.

Скачать список грамматических тем

 Из этого списка берёте темы и проходите с учениками. Как пройдёте, закрепите — ставьте галочку напротив каждой темы или вычёркивайте. Так наглядно вы будете видеть, сколько вам осталось пройти, а также сколько занятий вы сможете уделить им внимание.

Также можно на дом дать теорию в виде видеограмматики (например, курс школьной грамматики в видеоформате)   Ученик ещё раз вспомнит материал, если что-то проморгал на занятии или просто подзабыл.

Для закрепления грамматических тем выбирайте специальные пособия по грамматике, где очень много упражнений. Например, я использую следующие пособия:

  • Round-Up 3, 4, 5 (серия, где все задания на английском и теория тоже)
  • New Round-Up 3, 4 (русскоязычная серия, теория на русском)
New Round-Up: Student's Book: Level 3 / Грамматика английского языка 3 (+ CD-ROM) New Round-Up: Student's Book: Level 3 / Грамматика английского языка 3 (+ CD-ROM)
New Round-Up: Student's Book: Level 4 / Грамматика английского языка 4 (+ CD-ROM) New Round-Up: Student's Book: Level 4 / Грамматика английского языка 4 (+ CD-ROM)
"New Round-Up 5 (+ CD-ROM)" «New Round-Up 5 (+ CD-ROM)»
  • Grammarway 2, 3, 4
Grammarway 2 with Answers | Дженни Дули, Вирджиния Эванс Grammarway 2 with Answers | Дженни Дули, Вирджиния Эванс
Grammarway 3: With Answers | Дженни Дули, Вирджиния Эванс Grammarway 3: With Answers | Дженни Дули, Вирджиния Эванс
"Grammarway 4: With Answers" Jenny Dooley, Virginia Evans «Grammarway 4: With Answers» Jenny Dooley, Virginia Evans
  • New Grammar Time 3, 4, 5
"New Grammar Time 4 (+ CD-ROM)" Sandy Jervis and Maria Carling «New Grammar Time 4 (+ CD-ROM)» Sandy Jervis and Maria Carling
"New Grammar Time 5: Student's Book" Sandy Jervis «New Grammar Time 5: Student's Book» Sandy Jervis
  • Русские сборники упражнений таких авторов как Музланова Е. С., Фоменко Е. А.
Английский язык. Полный экспресс-репетитор | Елена Музланова, Елена Кисунько Английский язык. Полный экспресс-репетитор | Елена Музланова, Елена Кисунько
Английский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. "Грамматика и лексика" | Елена Музланова, Елена Кисунько Английский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Грамматика и лексика» | Елена Музланова, Елена Кисунько
Английский язык. 7-8 классы. Грамматика. Тетрадь-тренажер. Тесты и упражнения | Елена Фоменко Английский язык. 7-8 классы. Грамматика. Тетрадь-тренажер. Тесты и упражнения | Елена Фоменко
  • Интерактивные упражнения по английскому языку. Очень много тестов на разные темы по грамматике. Удобно использовать, так как программа сама проверяет на ошибки. Подробно об этом я писала обзор здесь

Вот такие материалы я использую для проработки грамматических тем.

А вообще когда будете брать уже готовые варианты КИМов, рекомендую вам пособие, где есть уже готовые не только ответы, но и комментарии, почему именно этот ответ выбран, с подробным объяснением.

Таким пособием может быть Оксфордские тесты по английскому языку для подготовки к ЕГЭ. Я считаю, что оно очень поможет тем репетиторам, которые впервые готовят учеников к ЕГЭ.

По крайней мере, вы сможете потом тоже так объяснять детям. А потом уже у вас выработается привычка.

Оксфордские тесты по английскому языку для подготовки к Единому Государственному Экзамену Оксфордские тесты по английскому языку для подготовки к Единому Государственному Экзамену

Возьмите в этом новом учебном году какого-нибудь десятиклассника или 11 классника и бесплатно позанимайтесь с ним, оттачивая свои навыки и тем самым готовясь самим! Ну или за небольшую плату)

Самое главное, начинайте действовать и не бойтесь!

Если есть вопросы, которые не освещены на моём блоге по теме ГИА или ЕГЭ, пишите в комментариях. Постараюсь ответить сразу или в ближайших статьях!


С уважением, Лия Осетрова

Введите ваш электронный ящик:

Понравился пост? Поделитесь с друзьями!

0

Рекомендую ещё посмотреть

35 Comments

  1. Наталья

    Лия, спасибо огромное!!!! Я уже 2-3 недели думаю с чего мне начать!!!! А теперь все стало на свои места, ты по полочкам разложила, как и что нужно делать!!! Первый мой опыт испытает на себе моя дочка!!! Спасибо!!!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Желаю удачи в этот интересном начинании! Потом обязательно отпишитесь, какие трудности возникали у вас во время обучения))

    [Ответить]

  2. Герман

    Лия, Вы мой путеводитель! Хотя и работаю в школе 30 год, все равно чувствую, что мне нужно многому учиться. И Ваша помощь НЕОЦЕНИМА. Спасибо!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    А мне приятно, что такие опытные учителя читают меня и могут взять для себя что-то новое и полезное! Спасибо, вам Герман!

    [Ответить]

  3. Алла

    Уважаемая Лия, огромное спасибо! Всегда Ваши статья очень кстати! Хотя и работаю уже давно, но всегда стараюсь узнавать у своих коллег что-то новое или поделиться своими наработками. Вы — очень талантливый Преподаватель. Успехов, здоровья дочурке, благополучия.

    С уважением, Алла Дмитриевна

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Спасибо большое Алла Дмитриевна!

    [Ответить]

  4. Виктория

    Лия, огромное спасибо за ваш блог!Я недавно начала готовить к ЕГЭ, и когда искала информацию обо всем этом, то попала на ваш блог, где нашла для себя много полезного и интересного!И не только в отношении ЕГЭ!Теперь я с нетерпением жду всех ваших статей,которые читаю с большим удовольствием!Вы — молодец, очень интересно и доходчиво пишете!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Добро пожаловать, Виктория в мой учительский мир)) Всегда рада радовать вас новыми и полезными статьями!

    [Ответить]

  5. С праздником, ЛИЯ! Счастья, вдохновения и успехов во всех начинаниях!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Спасибо Ирочка! Для тебя этот учебный год ещё интересней, ведь после декретного отпуска выходить на работу — это как заново, новые впечатления и эмоции!

    [Ответить]

  6. А мне всегда казалось, что грамматика с лексикой в егэ простые, а вот письмо и аудирование вызывали опасения. у нас то в стране (беларусь) упор на грамматику с лексикой на централизованном тестировании и устная на экзамене.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Соглашусь насчёт аудирования. Знакомая рассказывала, что один учитель-носитель английского сделал тест по аудированию и допустил две ошибки. Как так??? Ведь это его родной язык и плюс сам он учитель! Как потом он признался, что задания в российском ЕГЭ неправильно сформулированы и допускают два варианта ответа, что в принципе не должно. В международных экзаменах типа FCE и TOEFL всё очень чётко и понятно. Хотя я сама их не сдавала, не берусь их обсуждать. Но выводы можно сделать, почему иногда происходят споры между учеником и учителем насчёт правильно выбранного ответа.

    [Ответить]

  7. Авторская «логика» — это известная болезнь наших авторов. Я полностью согласен с коллегами, если человек готов сдать fce, то и все остальное он сможет сдать. Ознакомить с форматом местного экзамена надо, но готовить я предпочитаю по учебным пособиям, лишенным авторского прочтения грамматики или словоупотребления.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Действительно пособий сейчас много, многие авторы выпускают свои сборники, но не все, к сожалению, годятся для работы. Очень много опечаток и несостыковок.

    [Ответить]

    freedore отвечает:

    Именно поэтому и приходится писать если не свое, то вырабатывать свое видение решений типовых проблем.

    [Ответить]

  8. Марият

    Спасибо большое, Лия! С большим интересом ознакомилась с информацией. Очень интересно и полезно.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Марият! Рада, что вам понравилась статья!

    [Ответить]

    Марият отвечает:

    Я решила,что буду готовить детей к ЕГЭ .Думала, с чего начать.И вот я попала на ваш блог.Много полезного и интересного нашла для себя.За помощь спасибо!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Марият!

    Рада, что информация на блоге вам полезна!

    Всегда рада знакомству и общению!

  9. Ольга

    Спасибо огромное!

    В этом году начала готовить девочку к ЕГЭ, а мне так не хватало практических советов опытного репетитора!

    Все так кстати и вовремя. На Ваш блог попала случайно,благодаря Сергею Чернышову. он дал ссылку на ваше пособие по части говорения!

    Читаю Ваши рекомендации — не могу оторваться от компа, а пора бежать на работу!!!

    Сделала себе уже кое-какие наброски , загрузила что-то, теперь вечерком еще разок забегу к Вам и все просмотрю основательно! Жаль,что по интернету нельзя передать эмоции благодарности!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте Ольга!

    Спасибо за комментарий!

    Всё случайное неслучайно!

    Если будут вопросы, обращайтесь!

    [Ответить]

  10. Светлана

    Здравствуйте, Лия! Все прочла у вас... Очень полезный материал. Спасибо. Если можно, очень нужен реальный ЕГЭ 2014 по Центру. Буду благодарна.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Светлана!

    К сожалению, у меня нет запрашиваемый вами материал.

    [Ответить]

  11. Ольга

    Добрый день! Скажите, пожалуйста, как нужно разбирать тест егэ, который я дала ученице в качестве диагностического? У нее уровень Intermediate, думаю, там будет много незнакомой лексики. Стоит все-все разбирать или пройтись по верхам?

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Ольга!

    Как бы я сделала? Я бы попросила сделать пробный вариант дома (на занятии не нужно тратить на это время, если вы хотите полностью посмотреть по всем навыкам). А на уроке уже разобрать ошибки, но только те, которые можно объяснить. Например, если она не знала какого-то слова и из за этого сделала ошибку — это одно, а если по невнимательности — это другое. Я бы разобрала только раздел грамматика и лексика и письмо. Аудирование и чтение не стала бы разбирать тщательно, если только у ученицы у самой не возникнет вопросов. В конце концов, можно дать ей сам текст аудиозаписи и она ещё раз проверит себя. Ну и говорение я бы проверила обязательно!

    [Ответить]

  12. Ксения

    Спасибо огромное! Вы — чудо! Готовлю девочку к ГИА, а вот с ЕГЭ были сомнения, но теперь их нет! :-)

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Я рада, что вы, Ксения, хоть немного, но убрали свои сомнения! Главное, вооружиться знаниями и хорошими пособиями!

    [Ответить]

  13. Юлия

    Добрый день!

    Почитала Ваши рекомендации, спасибо за Ваш труд!Пока готовлю только ГИА, вот подумываю начать ЕГЭ. У меня вопрос-сомнение по поводу того, на что тратить время на уроке. Я читала, что аудирование лучше давать на самостоятельное, и проверять только западающие у ученика моменты, с одной стороны я согласна, но, у меня не раз были такие ситуации (поначалу, когда аудио делали вместе), что ученик не сомневался в правильности ответов, а я слышала другой ответ и ответы (если они были), тоже показывали, что учащийся ошибся. Так вот, вопрос, как быть в этих случаях? С тех пор я не даю аудио на дом, слушаем вместе и сразу разбираем сомнительные моменты, я перематываю паузы когда они большие, но полностью пустить аудио на дом не могу.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Юлия!

    Касаемо вашего вопроса: если вы видите пользу от вашего совместного обучения по аудированию, то конечно же делайте, как считаете нужным, тут, если честно советов, не может быть. Просто я исхожу из своего опыта и мне, на самом деле, жалко тратить время на аудирование с учениками 10-11 классов, которые в состоянии самостоятельно дома прослушать и просмотреть все тексты аудиозаписей в конце учебника, тем самым проверить себя и, если уж после этого они что-то не поймут, то целесообразно конечно же разобрать непонятные моменты. Дома также я им рекомендую слушать по несколько раз какие то неясные моменты.

    [Ответить]

    Юлия отвечает:

    Да, понимаю. А вот что касаемо заданий без ответов-к примеру, из Банка заданий, как Вы посоветуете делать? Не только аудирование, а вообще все задания без ответов.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Если честно, сама я не беру оттуда задания, пособий очень много, не все успеваем делать. Из банка заданий я делала единожды с девочкой, которая сама попросила меня об этом лично, но там она приносила ответы, а дома я сама делала и сверяла с её ответами, потом где были разногласия, мы обсуждали вместе. Но это исключение у меня.

  14. Елена

    Спасибо, очень полезный сайт. Готовлю ЕГЭ 4 год, а все равно с каждым новым учеником возникают новые вопросы. В этом году несколько чужих учеников ( из разных) школ. Подскажите пожалуста, как правильно писать адрес в письмо. Каждый учитель даёт свой вариант. А мне нужен единственно правильный. Смотрела разные сайты и пособия и такая же проблема. Как ставить знаки препинания?

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Елена!

    Как вы уже подметили, даются разные варианты написания адреса. Единственного варианта не может быть, так как возможны разные вариации с датой, например. Я даю своим ученикам упрощённый вариант, без названия улицы и дома.

    В правом верхнем углу пишем, без всяких знаков:

    Kazan

    Russia

    02/12/2016

    [Ответить]

Оставьте свой первый комментарий и получите подарок на вашу электронную почту!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Добавить картинку или фото: