Здравствуйте коллеги, ученики и всем, кто вдруг случайно оказался у меня в гостях!
Время идёт быстро и многие моменты нашей жизни забываются. Остаются общие впечатления, эмоции, но в деталях уже трудно вспомнить. Кто-то ведёт дневник, чтобы запечатлеть свои мысли, а кто-то блог.
Например, в большей степени и я веду свой блог, чтобы вспомнить в деталях потом, что хотелось бы. Даже сейчас по прошествии уже 8 месяцев я с удовольствием перечитываю свои статьи и думаю, как хорошо, что я всё это записываю и так приятно понастольгировать...
К чему я всё это? В этом году я выпускаю свой первый настоящий выпуск. Для меня это важное событие, которое я почему то ещё не могу толком осознать.
Видимо это придёт чуть позже...на последнем звонке или выпускном. Почему я назвала его настоящим, потому как именно с этими детьми я провела 5 лет!!! О них я ещё обязательно расскажу в своих статьях.
Но сегодня речь не о них, а о моём первом опыте классного руководства! Я хотела бы рассказать, как меня назначили классным руководителем в первый раз, какие трудности я испытывала и что это мне дало в будущем. Если вам это интересно, читайте далее...
Это было в далёком 2006 году. В этот год я пришла устраиваться на работу учителем английского языка в физико-математический лицей №145 г. Казани. Мне было 22 года.
Мне дали 30 часов. Через месяц начала учебного года, в октябре 2006 г. мне дают 11 В класс (их учитель уволился). Я в шоке!!! Я только что пришла с университета, загружают по часовой нагрузке и дают ещё к тому же 11!!! выпускной класс.
Я была как в тумане: то ли радоваться, что у меня будет класс, то ли опечалиться, что не справлюсь. Надеюсь, опытные учителя меня поймут, что брать класс не с нуля очень проблематично. В первую очередь, тяжело для самого класса, который привык к своему учителю и, в принципе, не хочет признавать никого больше. Они её любили и продолжают многие вспоминать до сих пор.
Но мне нужно было начинать свою работу. Что делать? Я ведь была новичком в этом во всём. Я только что пришла в новое место для меня, новый коллектив, никого не знаю. И помочь тоже никто не спешил.
Но школьная жизнь идёт своим чередом и останавливаться не собирается. Я постепенно начала узнавать класс, знакомиться с ними.
Вернее с одной половиной класса я уже месяц была знакома, так как вела у них уроки английского.
А вот с другой половины было туго. Их я практически не видела. Они были как-то сами по себе.
Меня они видели только на классных часах, в столовой или когда же приходила сообщать какие-то новости.
Тогда, кстати, социальная сеть Вконтакте не была развита и посмотреть профиль нельзя было, чтобы лучше узнать об ученике, его интересах и так далее, как сейчас это можно сделать.
А вот с первой половиной, как мне кажется, я нашла общий язык. Всё-таки вела у них уроки и виделись чаще. Сейчас многие ученики этого класса закончили ВУЗы и уже работают. Кто-то женился, у кого-то возможно появились дети. Время незаметно пролетело.
С 11 В классом я было ровно 8 меясцев, с октября 2006 по июнь 2007. Возможно это совсем короткий период, чтобы притереться к друг другу. Были и ужасные проблемы с успеваемостью, и с дисциплиной. Мне хорошо доставалось за них. Они видели и мои слёзы, и мой смех.
Честно, это был самый сложный период в моей учительской практике. Но именно этот период сделал меня сильнее и увереннее в моих силах.
Именно тогда я за короткий промежуток времени познала всю кухню работы учителя и классного руководителя: как заполнять журналы, как вести какую-либо отчётность, как проводить классные собрания (это отдельный разговор), как проводить классные часы и так далее.
И самое главное я тогда поняла, что не хочу больше иметь класс! Я хочу отдаваться полностью своему предмету. На тот момент очень тяжело было качественно проводить уроки, к ним нужно было тщательно готовиться, а времени катастрофически не хватало.
То родителям звонишь, то выясняешь постоянно какие-то отношения, пытаясь наладить контакт, то заставляешь учеников идти куда-то, куда они не хотят, а надо (иначе начальство по башке!).
В итоге, я признавалась себе, что просто устала от всего этого. Было желание уйти с работы! Но поддержка родителей и мужа мне помогала. Помогали и учителя, которые говорили: «Потерпи, скоро выпустишь класс и станет легче».
Мне было морально тяжело. Ну как могут воспринять ученики молодую учительницу, которая только что закончила ВУЗ и пока не знает как управлять классом?
Даже не сами дети меня расстраивали (хотя я и это не могу отрицать), а больше атмосфера, которая вокруг меня образовалась!
Сейчас вот пишу и понимаю, что дети они и есть дети! Они все такие разные и к каждому нужен свой подход. Ну не подходят для всех один метод! Кого-то надо поругать, кого-то похвалить даже за самое малое, кому-то подходить с юмором и так далее.
P.S. Кстати, если вы устали от своей работы, возможно вам полезно будет прочитать эту статью. К сожалению, я ещё не знала тогда об этих способах.
Какие я сделала выводы? Действительно для меня самым простым способом успокоения стало-перетерпеть! Всё это рано или поздно закончится! К тому же я столько всего узнала о работе учителя в короткий срок! Трудности есть в любой работе. Как говорят психологи, они делают нас более устойчивыми к жизни, делают сильнее духом и помогают понять себя.
Какая же была радость, когда на следующий 2007—2008 учебный год мне не дали класс, а дали годик отдохнуть!!! Вы просто не представляете, какая красота была у меня: нагрузка в 24 часа и не нужно было думать о каких-то проблемах, связанных с классом!
Однако, к концу года я заскучала! У всех моих коллег были классы, все решали какие-то насущные вопросы, в кабинетах классных руководителей был детский смех. Мне не хватало этого! Вот!, подумала я, как должно быть. Настоящий учитель проявляет себя именно с классом.
Я тоже хочу так. Чтобы у меня толпились мои ученики в кабинете, чтобы постоянно решали со мной какие-то вопросы, смешили меня своим непосредственным юмором и были рады видеть меня.
Видимо, морально я уже тогда была готова принять новых учеников. Я забыла все свои неудачи и горести, я было вновь воодушевлена. Мне хотелось начать всё сначала, с нового листа.
Всё лето я готовилась к новому классу, хотя я ещё не знала, будет он у меня или нет. Я искала в интернете разные наработки других классных руководителей, я читала много разных советов и мыслей по поводу психологии седьмых классов (у нас в лицее семиклашки самые маленькие).
Я готовилась! И в августе, когда вышла на работу, мне сообщили, что у меня будет ребёнок 27 учеников — 7 Г класс!!! Это действительно была радостная новость, я надеялась мысленно на то, что мне дадут классное руководство.
И началась совсем другая жизнь, но уже с новым классом. Это совершенно другой опыт, более положительный, более удачливей что ли. Но об этом я расскажу в следующий раз.
Свои статьи, бывает, я пишу несколько дней и мне всегда очень важно ваше мнение.
Коллеги, а какой опыт был у вас с классным руководством? Сразу ли вы нашли общий язык с детьми? Какие трудности были?
Подпишитесь обязательно на обновления блога и вы будете всегда в курсе новых статей от меня.
Здравствуйте, Лия!
Прочитала Вашу исповедь ... Тоже о многом задумалась... Мой первый опыт классного руководства начинался с семиклассников.Было это почти тридцать лет назад. Я тоже была после ВУЗа ,класс достался от другого учителя.Было очень трудно. Полгода притирались характерами. Я уже совсем отчаялась, выбилась из сил... И вдруг мне сказали : «Идите , прочтите в стенгазете поздравление с 8 марта от Ваших ребят!» Лия, никогда в жизни я не получала таких замечательных поздравлений. А потом были пятиклассники! После старших , которые понимали с полуслова и с полу взгляда, после этих сорванцов я еле доползала до дома, валилась на диван с мыслью, что долго не протяну :). Потом были другие выпуски... Помнятся мой второй и мой « крайний». Больше не беру класс. Просто они уносят часть нашей души... Всегда рада видеть своих ребят , радоваться их жизненным успехам.
[Ответить]
апреля 28, 2013 at 16:10
Людмила, спасибо большое за комментарий. Очень рада, что вы поделились своим опытом. Возможно, у многих учителей бывают какие-то свои трудности в работе с детьми, но, только сейчас понимаю, что не надо отчаиваться! Раз мы выбрали такую профессию, то должны просто справляться с ними, искать разные подходы и методы.
Вспомнился один замечательный фильм про учителя «История Рона Кларка. Триумф» (мы его недавно с детьми смотрели). Вот каким должен быть учитель! Влюблённый в свою профессию! Обязательно посмотрите, если ещё не видели! Впечатляет, основан на реальных событиях.
[Ответить]
Лия Дамировна, это для меня сюрпризом 😉 Видели бы Вы меня(снова Вы...как же лицей выдросеровал — все на ты не могу перейти), так вот, я решила зайти на ваш блог, я периодически захожу, но редко, даже мой молодой человек чаще здесь зависает (как то давно, как только этот блог был создан, я скинула ему ссылку на статью твою и ему очень понравилось читать блог))))) Так вот, я зашла, а тут про НАС! Мой бешенный взгляд и отмашки от мамы — она звала смотреть фильм :))) Это не передать словами, как это приятно, как это интересно, услышать, узнать твое мнение Да, тогда было всего 22 года...Тогда я познакомилась с Русланом...и ему было столько же...возможно поэтому мне было легко найти общий язык, да и вообще я не злая)))
[Ответить]
мая 17, 2013 at 0:05
Лийчик, боже как приятно читать твой комментарий! Ты как всегда такая же искренняя и непосредственная! Счастья тебе огромного с Русланом и передавай ему привет! Я очень ценю своих читателей))
[Ответить]
Лия, какая вы молодец, в таком возрасте вести таких взрослых детей! Я сразу вспомнила фильм «Большая перемена» почему-то. Там тоже дети были одного возраста с учителями, почти как у вас.
[Ответить]
января 10, 2014 at 18:12
Ольга, глаза боятся-руки делают. У меня не было выбора и приходилось набираться опыта))
[Ответить]
Здравсвуйте, Лия! Случайно наткнулась на вашу статью. Действительно заставляет о многом задуматься. Спасибо Вам, что делитесь своим опытом, с большим интересом читаю!
[Ответить]
октября 9, 2016 at 18:31
Здравствуйте, Лаура!
Я очень рада, что статья заставила вас задуматься! Мне приятно!
[Ответить]
Лия, Вы — молодец! Настоящий боец! Мне в школе достался 6 «Б» класс. Это был далёкий 2005 год. С ребятами отношения наладила хорошо. Но эти бесконечные беседы с родителями и решение проблем с успеваемость отнимали все мои вечера. Довела я их до 8 класса. А по том собралась в декрет. Но не сложилось. Сейчас я работаю в колледже и там уже не школьники, а студенты. И хочу сказать, что дети производства 1992 года ооочень сильно отличаются от года 2000. Группа у меня платная. А это значит, что большинство просто убежали из школы, сверкая пятками после сдачи ОГЭ, чтобы избежать ЕГЭ. Но тяга к знаниям и самообразованию у них отсутствует напрочь. Как куратору мне надо каждый месяц их куда-то вывозить окультуриваться. Но они ооооочень сопротивляются. Они уже 3-е-курсники, значит, им уже по 18-19 лет. И совместное с куратором проведение выходного дня или вечера буднего дня в их планы не входит. И это истинная каторга осуществлять эти выезды. А их посещаемость и успеваемости — отдельная песня.
Я тоже преподаватель английского и мне доставляет большое удовольствие преподавать. Но это кураторство не даёт погрузиться полностью в качественное преподавание предмета.
[Ответить]
декабря 19, 2018 at 1:26
Здравствуйте, Вера!
Самое сложное в классном руководстве, это знать, чем интересуются дети и уметь их слушать и слышать. Быть на их волне. Конечно, дети сейчас не те и мы склонны их сравнивать. Но сегодняшняя молодёжь очень продвинутая и мы многому можем у них поучиться))У вас уже ученики не дети, они чаще сами решают свою жизнь, поэтому работа с родителями здесь не всегда поможет. С ними надо разговаривать и менять своё отношение к этому. У вас всегда есть выбор: заниматься только тем, что вам доставляет удовольствие (преподавание) и оставить кураторство или пытаться найти с ними контакт (раз вы уйти от них не можете).
[Ответить]