Здравствуйте коллеги-учителя и все, кто просто является моим читателем!
Лето подходит к концу, скоро начнётся новый учебный год, новые планы, новые впечатления и, возможно, новые ученики.
Это всё легко и приятно осознавать! Но очень грустно иногда бывает, что те детишки, которые пришли ко мне в 2008 году, теперь не со мной. Конечно, в душе они всегда будут! Плюс социальная сеть Вконтакте-великая вещь, не даёт забыть никого!
Никогда не думала, что вот так могу привыкнуть к людям, что мне будет не хватать их разговоров и шуток, их улыбок. Но время проходит и в памяти остаются всегда самые приятные воспоминания! Хотя, что такое школа без приключений?
Моя мечта-собраться вот так с учениками где-нибудь через 5 лет и вспоминать их школьные годы, узнать о их жизни, как сложилась у них дальнейшая судьба, какими они стали.
Но, к сожалению, время показывает, что социальные сети часто бывают виновниками тех живых и настоящих разговоров. Оно заменяет уже почти всё!
Это было таким небольшим отступлением. Ну а сейчас о самом опыте классного руководства, о том как я дважды стала классной мамой (о своём первом разе я писала здесь). Хотя мне так не нравится это слово, честно. Не идёт оно мне.
Итак, в 2009 году мне дали 7 Г класс (напомню, что у нас в лицее учатся с седьмого класса). Эта малышня была такой весёлой, всем хотелось проявить себя с лучшей стороны, но не у всех это получалось.
В классе сразу определились мальчишки-озорники, которые до 9 класса мне не давали спокойно дышать. Сейчас уже понимаю, что это обычные детишки с обычными проблемами.
В переходном возрасте у них проявляются не самые лучшие качества. Они становятся уязвимыми и им кажется, что весь мир против них. Они всегда правы и все проблемы решают кардинальным способом. Мальчишки кулаками, девчонки сплетнями.
До 9 класса мальчишки доставляли мне проблем больше. Вот честно, сейчас пытаюсь вспомнить, что именно мне приходилось испытывать, но не вспомню. Всё затёрлось! Помню, что были небольшие разногласия в классе между ними. Но в 10-11 классах они очень сдружились, выросли что ли.
Мне кажется, многие мальчики мне доверяли. С глазу на глаз мы общались очень душевно, искренне. Они делились своими проблемами, некоторые рассказывали о проблемах в семье. Как могла, я их поддерживала.
С девочками, как мне кажется, я тоже нашла контакт. Хотя они менее открытые в плане общения. Вечно у них свои «секретики». Но в то же время они всегда внимательные. Они часто заметят у меня новую брошку, похвалят новую блузку или даже тактично покритикуют. Они как подружки.
С этим классом у меня был совсем другой опыт. Он у меня с начала и до конца. Взяла в 7-ом и выпустила в 11-ом!
Как классный руководитель, я очень тщательно подходила к своей работе. Возможно, ученики мои скажут, что дотошно и очень ответственно. До сих пор помню, как они мне всегда говорили: «Лия Дамировна! Расслабьтесь, никто не узнает или всё пройдёт нормально!»
Но я так не могла и поэтому делала всё, как надо. Правда в 11-ом классе давала небольшую слабинку. Они уже взрослые, и я позволяла им немного отдохнуть от меня. В чём это проявлялось?
Я уже не так их доставала своей опекой за успеваемостью и посещаемостью. Мы просто договорились по-взрослому. Где-то стала хитрее с ними. Ведь в 11-ом классе многие уже определились с предметами и заставлять их учить ненужный по их мнению предмет тяжело.
Я просто пыталась им донести, что хотя бы проявить уважение к учителю и не хватать двоек. Я думаю, что у них была своя стратегия по этому поводу. Дети хитрые. Они решили ходить на такие предметы по очереди и пропускали всегда разные ученики, чтобы учитель не догадался.
Правда, проворачивали они эти дела всё равно втихомолку, чтобы не дай Бог я узнала. А иначе мне придётся их вести за руку на предмет. Пару раз мне приходилось это делать!
Представляете, как это смешно выглядит! Я хрупкая девушка, веду взрослых прогульщиков ростом выше меня на две головы за руку!
В принципе, я очень довольна, как я с ними работала. Конечно, мне не хватало порой того жизненного опыта, который бывает у опытных педагогов, но я делала всегда всё от чистого сердца и так, как подсказывала мне моя интуиция.
Иногда мне советовали коллеги, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Но когда я пыталась пропустить их советы через себя, многое не состыковывалось с моими жизненными принципами. Я думаю, это нормально. Ведь каждый учитель индивидуален и не всегда всем подходят одни и те же приёмы.
Пару слов хотелось бы сказать о родителях моих учеников. Это конечно отдельная тема, как работать с родителями (возможно я напишу об этом отдельную статью) и иногда даже больше приходится тратить нервов и усилий, что найти контакт с ними.
Но мне несказанно повезло, что у меня попались замечательные родители! Многие конечно не были такими активными, как хотелось бы, но в общем настрой и поддержка с их стороны чувствовалась.
За что я им очень благодарна! Мы вместе с ними прошли много разных испытаний и во всём я находила отклик.
Главное в работе классного руководителя - любить детей и показывать им, что ты интересуешься ими. Да-поругаешь! Да-накажешь! Но и всегда нужно найти за что можно похвалить и поощрить!
Не верю я, что дети бывают ужасными. К ним всегда можно найти подход. Не сразу, постепенно.
На выпускном уже в своём кабинете я собрала всех своих учеников и родителей и показала им на большом экране видеоролик, который я сделала буквально за несколько часов. Не судите строго, хотя сделала с большой любовью!
Всем удачного учебного года и пусть ваши ученики вспоминают о вас только хорошее!
Лия, ваша «исповедь» читалась на одном дыхании. Вы — умница.
[Ответить]
сентября 1, 2013 at 19:21
Спасибо большое, Нина!
[Ответить]
Лия,творческих успехов в новом учебном году! Добрых и умных детишек, понимающих и отзывчивых родителей! С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА!
[Ответить]
сентября 1, 2013 at 19:22
Благодарю, Олеся! Надеюсь, мой новый класс окажется таким и их родители тоже будут самыми-самыми!
[Ответить]
Лия, считаю,что самое трудное в школе-быть классным руководителем! Столько душевных сил, времени уходит на эту работу, а результат не всегда радует. Удачи Вам на этом поприще, новых успехов, взаимопонимания с детьми и коллегами! С новым учебным годом!!!
[Ответить]
сентября 1, 2013 at 19:25
Спасибо, Татьяна за пожелания!
И самое главное, что нигде не учат, как быть классным руководителем! Поэтому многое приходится испытывать всё на своём опыте. Пусть он не всегда может быть положительным, зато он ваш и в будущем вы будете только совершенствоваться.
[Ответить]
Согласна с Татьяной в том, что труд классного руководителя самый сложный в школе!
Всех с Днем Знаний! Пусть в новом учебном году будет больше положительных эмоций! Здоровья и творческих находок!!!
[Ответить]
сентября 1, 2013 at 19:27
Да, да, да! Самый сложный, но самый интересный! Работать в школе и не испытав хоть раз быть классным руководителем, я считаю, многое теряешь в плане своеобразного опыта общения с детьми. Хотя некоторые могут со мной не согласиться))
[Ответить]
как приятно читать такую статью!моя классная была далека от идеала, поэтому горжусь тем, что есть хорошие и ответственные учителя!!!ребенка точно к Вам отправлю)
[Ответить]
сентября 1, 2013 at 23:02
Дина, я буду только рада обучать твоих детей! Всегда приятно иметь дело с хорошими людьми))
[Ответить]
Лия!
Спасибо за пост! Всё именно так и есть в жизни классного руководителя.
Желаю Вам и Вашему новому классу найти полное взаимопонимание, стать друзьями , преодолеть все трудности взросления и учения.
[Ответить]
сентября 2, 2013 at 18:46
Спасибо, Людмила! Надеюсь, всё так и будет. Иначе никак!
[Ответить]
Лия, огромное спасибо вам за статью, тем более что мне в этом году дали впервые классное руководство. Жутко боюсь. Детки будут из 5 класса. Хотелось бы, чтобы вы больше написали о классных часах, родительских собраниях и т, д. Хотя понимаю, что все это в планах.))) Еще раз спасибо вам огромное!
[Ответить]
августа 26, 2014 at 0:00
Галина, так как я на данный момент не работаю в школе (нахожусь в декретном отпуске), то на эту тему пока мне сложно что-то писать. Хотя в голове есть информация, с которой охотно поделюсь в будущем.
[Ответить]