Как я стала репетитором (личный опыт)

Здравствуйте, уважаемые читатели и все, кто заглянул ко мне на сайт!

Сегодня я хотела бы рассказать о своём личном опыте, как я начала работать репетитором по английскому языку. В последнее время мне приходится делиться своим опытом со своими учениками, которые уже заканчивают университеты и хотят дополнительно работать в качестве репетитора.

Именно так, в качестве дополнительного заработка, многие видят в этом предназначение. Не спорю, я тоже начинала этот путь с возможности подзаработать и набраться опыта.

 Моя первая работа в качестве учителя

До окончания педуниверситета мне оставалось полтора года, когда я задумалась о том, чтобы попробовать себя в качестве репетитора. Было это в конце 2004 года. Мне было 20 лет. Я долго думала, как же рассказать о своих услугах.

В то время я устроилась на полставки в одно из училищ г. Казани. Там я преподавала немецкий и английский языки. Надо сказать, что большинство детей там было из неблагополучных семей. И, естесственно, иностранный язык там никому не нужен был.

Но, потратив огромные усилия, я смогла заинтересовать несколько учеников, чему я была очень рада, учитывая мой небольшой опыт в ведении уроков и, тем более, в общении с трудными подростками.

Мои первые ученики

Проработав там полтора года, получая тогда сущие копейки, я всё же получила огромный опыт и накопила достаточно учебного материала.  Недолго думая, я решила заняться своим «продвижением».

Напечатала рекламные листовки и бросала их по почтовым ящикам в домах.  Причём тогда ещё не было домофонов и вход в подъезды был свободным. Надо сказать, этот метод оказался удачным для меня, так как целых два ученика обратились ко мне.

С первым надо было делать домашние задания, со вторым — подтягивать по школьной программе. Помнится, я брала за 60 минут — 200 р. (выезжала к ним).

С этого момента я начала свои первые занятия. Честно сказать, выполнять домашние задания было слишком скучно для меня. Тут никакого развития не получишь. Особенно, если ученику нужно просто сделать домашку, а он даже не хочет её понимать. Лишь бы двойки не было!

А вот со вторым учеником было интереснее заниматься. Девочка была способной и схватывала всё быстро. С ней мы очень хорошо продвинулись.

Моё знакомство с компанией «Ваш репетитор»

Но как-то в интернете я набрела на сайт Ваш репетитор. Изучила его, вроде нормальным показался. Решила подать анкету и забыла. Дело было в 2008 году. Где-то через месяц мне позвонили, чтобы уточнить мои данные. Я была удивлена, так как совсем не ожидала.

С этой компанией я начала сотрудничать с 27 ноября 2008 года. Именно тогда мне и дали первого ученика, Анатолия (11 класс, подтянуть грамматику). Я очень обрадовалась своему первому заказу. А политика этой компании такова, что они дают тебе ученика, а ты платишь им единожды сумму занятия. Раньше так было, сейчас чуть-чуть побольше. Но в итоге, всё равно обе стороны в выигрыше.

И с этого момента началась моя активная репетиторская деятельность. Я не понимаю, почему многие до сих пор клеят объявления, когда можно зарегистрироваться в подобных сайтах. В интернете сейчас очень много похожих компаний, но, по-моему, они не дотягивают до той популярности, которую имеет компания Ваш репетитор.

Помню самое сложное было для меня тогда — это завести электронный кошелёк, на который нужно было закидывать деньги и, таким образом, расплачиваться с компанией. Но, справившись с этой задачей, я очень полюбила эту систему электронных денег!

 Они все разные...

или немного о саморазвитии

Работая и по сей день в этой копании, я знакомлюсь со многими интересными учениками, с новыми задачами, которые они ставят передо мной.

Кому то непонятна грамматика, кто-то вдруг надумал сдавать ЕГЭ по английскому, взрослым ученикам обычно нужен разговорный для выезда заграницу, кому-то просто нравится изучать иностранные языки и хотят знать его лучше. Все ученики разные, задачи — тоже.

Самое главное, что я выношу из этих занятий — колоссальное саморазвитие. Да! Именно сама развиваюсь и в плане языка, и в плане методики преподавания. Пусть уж простят меня школьные учителя (сама таковой являюсь), но в школе я остановила своё развитие, за исключением того, что некоторые ученики хоть как-то держат меня в тонусе!

Слишком много бумажной волокиты, большая нагрузка (сейчас у меня 30 часов+классное руководство), группы с разным уровнем и т.д. Всё это одновременно и огорчает меня, и делает выносливее. Работа в школе вообще многому меня научила...

Некоторые говорят мне оставить школу и переходить работать на себя, развиваться на частных занятиях. Но! Меня держит школьная атмосфера, общение с разными учениками (не только о предмете), я познаю этапы развития детей и мне это ужасно интересно (ведь сама когда-нибудь стану матерью). В конце концов, хоть какой-то режим есть, самодисциплина. Но сейчас речь не об этом...

Что почитать на эту тему?

Помимо моего любимого форума (efl.ru — раздел "Преподавание английского языка), я также изучала бумажную литературу по различным методикам преподавания. Книг, о том как учить английскому языку, на самом деле, сейчас много, все они разные по стилю написания и содержания.

Нельзя сказать, что вот она — идеальная методика! Но прочитав все эти книги, я могу сложить своё мнение и выбрать то, что подходит идеально для меня. Где-то возьму интересные приёмы, где-то автор хорошо мотивирует, а где-то и вовсе дают идеи, которые помогают скреативить что-то своё!

Из этого всего и складывается собственная методика и уверенность в своих силах, что всё получится! Но, конечно, всё это нужно воплощать и апробировать, а то чтение так и останется чтением!

Итак, предлагаю ознакомиться с моими методическими книгами, в которые я время от времени заглядываю, потому что вот так за раз их невозможно прочитать. К ним нужно возвращаться постоянно!

 Первые две книги я купила под влиянием компании «Ваш репетитор». Я давно их ждала. Авторы этих книг — практикующие репетиторы Москвы на этом сайте.

Одни из первых моих книг для репетиторов

Методика английского для репетиторов (Марина Иванова)

Марина Иванова-репетитор английского языка, пишет очень просто и доступно для начинающих репетиторов, описывает свой опыт работы с дошкольниками и школьниками, очень интересно читать, как работают другие репетиторы. Опытные репетиторы могут найти также всевозможные методические приёмчики и фишки.

В качестве ознакомления вы можете скачать одну из её книг  "Грамматика английского? Легко" (авторская методика)

Моя профессия-репетитор (Анна Малкова)

Анна Малкова-репетитор по математике, очень хорошо и подробно описывает принципы работы репетитора, ни как дополнительный заработок, а как настоящая самостоятельная профессия.

В книге рассмотрены все подводные камни репетиторской деятельности, даются ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у новичка.

Следующие книги, я считаю, должен обязательно иметь каждый репетитор (учитель).

Must have книги для репетиторов и учителей

Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс (Е.Н. Соловова)

В книге рассматриваются в виде авторских лекций базовые методические категории, как организовывать уроки по формированию произносительных, лексических и грамматических навыков, а также как обучать различным видам речевой деятельности.

Для ознакомительного чтения вы можете скачать эту книгу. Надеюсь, она вам понравится!

Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс (Е.Н. Соловова)

Это пособие уже для тех, кто знаком с основами методики. Книга знакомит с коммуникативными технологиями обучения иностранным языкам — использованием видео, музыки, пословиц, диктантов и игр на уроках.

Далее идут книги, возможно, некоторым уже знакомы ещё с института. Но всё же я их тоже назову, так как, наверняка, они могут быть полезны начинающих репетиторам, которые не имеют педагогическое образование. Они идут из серии настольных книг для учителей иностранных языков.

Урок иностранного языка (Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева)

Книга довольно увесистая, 640 стр. Главная задача данного пособия — развить у учителя умение творчески планировать и проводить любые уроки на любом материале, в любых новых условиях. Пригодится начинающим педагогам. Часто попадаются интересные мысли и идеи.

Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие (Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др.)

С этой книгой у меня связаны особые воспоминания. Впрочем, она являлась самой первой моей книгой в институте. Я до дыр её использовала, тогда ещё не было практических руководств. Она действительно как справочник. Сейчас я уже в неё мало заглядываю. Но настольгия наплыла, когда я её достала и сделала фото для вас.

Настольные книги для преподавателей иностранных языков

Завершает наш хит-парад книг для репетиторов (учителей) следующие две книги:

Обучение иностранным языкам (А. Н. Щукин)

Эта книга больше теоретическая, но её необходимо знать тем, кто вступает на поприще образования, кто планирует связать свою жизнь со школой и обучением. Примечательно в ней то, что в конце имеется англо-русский словарь (3000 слов и словосочетаний из области методики и обучения)

Английский язык. Современные методы обучения (А. В. Конышева)

Книга интересна тем, что раскрывает современные методы обучения и их можно использовать для организации самостоятельной работы учеников. Также занимателен материал о ролевых играх, о том, как делать проекты, использовать опоры. Для себя открыла новый метод — Дальтон-план.

Полезные и информативные книги

Вот и завершаю этот пост, но не останавливаюсь писать о репетиторстве, как о самостоятельной профессии. Если вы хотите стать репетитором или уже таковым являетесь, то не пропустите следующие статьи на эту тему. Подписывайтесь на обновления!

P.S. А вы занимаетесь репетиторством? Доставляет ли вам удовольствие? Очень интересен ваш опыт!

Введите ваш электронный ящик:

Понравился пост? Поделитесь с друзьями!

0

Рекомендую ещё посмотреть

27 Comments

  1. Спасибо за информацию, Лия! Честно говоря, хочется попробовать заняться репетиторством. А вдруг понравится :)

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Сергей, вы ведь имеете опыт работы с детьми, так что у вас всё получится и большой плюс — не будете забывать английский и развивать его дальше!

    [Ответить]

  2. Людмила

    Лия!

    Спасибо за статью.В школе работаю давно.

    А вот в этом году стала ещё и репетитором.Необычное занятие.

    Самой очень интересно.

    С большим интересом прочитала Ваш материал.Скачала книгу Анны Малковой. Буду изучать:).

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Людмила, надеюсь вам поможет эта книга, тем более она тоже математик))

    [Ответить]

  3. Юлия

    Спасибо Вам за статью. Хочу заняться репетиторством. но даже не представляю пока, как это... Скачала книги. Буду учиться...

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Доброго времени суток, Юлия! Изучайте, пробуйте и вливайтесь в наши ряды! Будут вопросы, пишите сюда

    [Ответить]

  4. Элина

    Спасибо большое за интересную статью.Давно подумываю над тем, чтобы стать репетитором для дошколят и младших школьников, у самой двое деток, но все не могла найти методику, которая была бы мне близка и я смогла бы по ней работать. Надеюсь, что книги, предложенные вами по ссылкам мне помогут. Спасибо еще раз.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Добро пожаловать на мой блог, Элина! Не бойтесь и пробуйте всё, что вам кажется полезным и интересным. Тем более у вас есть замечательные детишки, с которыми вы всегда можете попробовать задуманное! Единой методики ведь нет, каждый выбирает то, что ему по душе и эффективно ребёнку. Поэтому уверена, у вас всё получится, раз есть желание. А это самое главное!

    [Ответить]

  5. Юлия

    Спасибо большое, Лия! Очень хочется попробовать репетиторство, но всегда как то побаивалась. Не знаю, с чего начать. Надеюсь литература мне поможет!

    Еще раз спасибо!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Юлия! Если есть желание, то всё остальное приложится. Пробуйте!

    [Ответить]

  6. Сабина

    Я бы тоже хотела стать репетитором) Я студентка, учусь на третьем курсе английского языка. И хотела бы попробовать себя в репетиторстве. Хорошо владею грамматикой, но не умею общаться на английском) Произношение у меня хорошее) Хотелось бы больше с детьми по заниматься) Скажите, а для репетиторства с детьми обязательно нужно уметь еще и общаться с ними на этом языке?

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Привет, Сабина!

    Отвечу на вопрос твой так: если планируешь стать репетитором (учителем), то в любом случае ты должна знать больше, чем твой ученик! Понятно, что грамматикой владеть надо, чтобы строить предложения. Но ведь это не будет только на письме. Нужно всё это уметь и в устной речи. Твой вопрос в конце немного непонятен для меня. Ведь ты же планируешь обучать их устной речи, соответственно на английском придётся говорить, хотя бы сначала на простом, элементарном уровне. Если ты имеешь ввиду совсем маленьких, то там всё равно вперемешку получится: русский+английский.

    Не переживай так, Сабина. Если захочешь, всё получится! Главное — начать! Если ты чувствуешь, что тебе это нравится, то будешь совершенствовать свою устную речь, без этого никак))

    [Ответить]

  7. Маргарита

    Так в итоге, книги, которые вы посоветовали нужны ВСЕ????)))) Или есть из них лучшие.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Маргарита! Каждая книга чем-то может вам помочь. Мне трудно выделить какие то отдельно, так как все они полезные по своему. Смотря что вы хотите получить, какие знания)

    [Ответить]

  8. Александра

    Спасибо за интересную и полезную статью, очень полезно мне как начинающему репетитору!

    О себе. Вообще, я с детства хотела стать учителем, но получила совсем другую специальность и проработала несколько лет в офисе , пока все это жуть как не надоело. И вот уже чуть больше полугода работаю только частным репетитором. В целом мне нравится. Гибкий график, нет начальства, можно выспаться по утрам) учу старших до школят и младших школьников. Минусы: иногда отменяют занятия, нет отпускных и летом простой. В целом репетитор -отличная профессия, так что ничего не бойтесь, дерзайте! Все получится!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Спасибо, Александра за ваш подробный рассказ о себе. Действительно летом учеников меньше, но зато вы сможете спланировать и свой отдых также. Не всё же работать)) Заранее просто откладывать деньги на летнее проживание. Всё равно ближе к августу обычно набираются ученики. Сейчас это стало намного проще с разными компаниями, которые предоставляют нам учеников. А из отмен я часто стараюсь выносить только положительные моменты (отдыхаю, кушаю, с ребенком вожусь или готовлюсь к след. занятию)

    [Ответить]

  9. Любовь

    Здравствуйте. Очень интересная и полезная статья, вспомнились сразу мои первые попытки стать преподавателем, сколько волнения пережито и ошибок!!! Своим первым ученикам, я пыталась давать сразу много информации, без учета уровня их знаний, запросов и способностей. Результатов почти не было, они отказались со мной работать, а я не понимала в чем моя ошибка и решила, что это не для меня. Но подруга посоветовала мне пройти курс по методике преподавания, предложив курсы иностранных языков Языковед-И, где я научилась правильно преподавать и качественно работать уже с новыми учениками. Там же решился вопрос с трудоустройством. Заинтересовали некоторые из предложенных Вами книг по методикам, надеюсь, они мне будут полезны и помогут моему совершенствованию в этой профессии. Спасибо!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Любовь!

    Самое главное, что вы уже сделали — это то, что осознали свои ошибки и пошли учиться! Ведь для учителя или репетитора это очень важно — не останавливаться на саморазвитии и всегда учиться чему то! Поэтому у вас всё и получилось!

    Я очень буду рада, если вам будут полезны рекомендованные мной книги!

    [Ответить]

  10. Артём

    Здравствуйте!

    У меня высшее педагогическое образование, но не ин.яз. Однако я увлечен иностранными языками и владею английским на уровне элементарного общения. С основными моментами грамматики тоже знаком. Мне просто нравится язык и взаимодействие с ним. Стоит ли попробовать работать с детьми частным образом? Дайте совет пожалуйста

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте Артём!

    На ваш вопрос я отвечу вам так: если вам хватает ваших знаний, чтобы преподавать язык детям, то конечно же стоит попробовать! К тому же вы его всегда будете вместе с детьми совершенствовать. Единственное, что могу посоветовать-попробовать для начала делать это за очень символичную плату, чтобы вы смогли осознать, сможете ли вы это делать, нравится ли вашим детям, как вы преподносите материал и так далее. И потом, уже когда вы будете увереннее в своих начинаниях, когда появятся первые результаты, то сможете уже без зазрения совести работать уже не как начинающий репетитор и ставить цену такую, на какую вы сами желаете!

    [Ответить]

  11. Анна

    Лия, огромное спасибо за вдохновение! Очень хочется влиться в ваши ряды, но опыта нет совсем в преподавании, равно как и педагогического образования. Но есть любовь к языку и большой переводческий опыт. Более десяти лет общения и работы с носителями. Хорошая речь. Надеюсь на предложенную Вами литературу и Ваш блог. Спасибо!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Анна!

    Рада, что вы вдохновились!

    Я думаю, что если есть любовь к предмету и к процессу обучения, то должно всё получиться. Ведь только знание языка не достаточно для преподавания!

    Желаю вам удачи!

    [Ответить]

Оставьте свой первый комментарий и получите подарок на вашу электронную почту!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Добавить картинку или фото: