Репетитор для репетиторов (для начинающих)

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Сегодня я вас познакомлю с интересными мыслями по поводу репетиторства. Недавно я случайно познакомилась с одной прекрасной женщиной, репетитором по математике и информатике Верой Александровной Бобковой.

Автор сайта «Репетитор для репетиторов» Вера Бобкова

На её сайт я вышла также случайно, искала статьи для репетиторов. И уже до конца вечера не вылезала, так как читала её блог, статьи, посвящённые ЕГЭ и так далее.

Я решила поближе познакомиться с Верой Александровной и попросила ответить на часто спрашиваемые вопросы начинающих репетиторов. Она любезно согласилась и вот что у нас получилось!

Вера Александровна, как вы думаете, какие главные качества, на ваш взгляд, нужны репетитору, чтобы с ним было интересно, не скучно и понятно?

На мой взгляд, одним из самых важных качеств репетитора является способность устанавливать контакт с любым учеником и с его родителями. Такое качество основано на том, что вы стремитесь увидеть в каждом человеке его лучшую сторону и обращаетесь именно к этой его стороне.

Репетитор должен не только хорошо знать свой предмет, но и уметь объяснять его. Это значит, что вы излагаете материал – новый для ученика или знакомый ему, но плохо ранее усвоенный, -  на уровне, доступном именно этому конкретному ребёнку, в наиболее подходящем для него темпе и понятными ему словами.

Самое главное качество репетитора – искреннее желание помочь ученику!

Хороший репетитор всегда излучает оптимизм, является энтузиастом своего дела. Независимо от настроения и самочувствия, когда дело касается работы, вы должны уметь оставить свои проблемы за дверями, настроить себя на энергичный и позитивный лад.

И самое главное качество репетитора – искреннее желание помочь  ученику. Если вы будете искренни, предельно терпеливы и доброжелательны, будете «выкладываться» на занятиях, то ученик обязательно почувствует это и ответит вам благодарностью и старанием. Он простит даже ваши ошибки, какие-то огрехи, обусловленные вашей неопытностью.

Где лучше всего искать учеников начинающему репетитору?

Это зависит от того, где вы живёте. В Москве, Санкт-Петербурге, других городах-миллионниках люди уже привыкли к использованию Интернета.

Поэтому для поиска учеников вы можете зарегистрироваться в базах специальных интернет-сервисов, которые предоставляют услуги репетиторов.

Где найти учеников репетитору?

Некоторые порталы, такие как

  • «Ваш репетитор» http://repetitors.info/,
  • «Ассоциация репетиторов» http://www.repetit.ru/,
  •  «Твой репетитор» http://repetitor.in/  имеют отделения во многих городах России.
  • Компания «Высший балл» http://high-ball.ru/ — в России, Украине и Казахстане.

Есть сервисы, которые работают в определенном городе или области. Например,

  • «Репетит-Центр» http://www.repetit-center.ru/ — только в Москве
  • «Виртуальная академия» http://www.virtualacademy.ru/ — в Москве и Санкт-Петербурге.

В провинции родители, а именно они чаще всего ищут репетиторов для своих чад, меньше доверяют Интернету. Они предпочитают старые испытанные способы:  рекомендации знакомых, объявления в газетах.

Поэтому, кроме регистрации на доступных в вашем городе порталах репетиторов, вы можете «повесить» предложение о своих услугах в местных газетах. Например, у нас в Иванове газета «Из рук в руки» печатает такие объявления бесплатно.

Очень часто начинающие репетиторы переживают по поводу первого занятия. Как к нему подготовиться?

Для первого занятия вам надо знать как можно больше информации о вашем ученике: его имя, школу, класс,  личностные особенности, состояние здоровья, ситуацию в школе с вашим предметом,  что он хочет получить от занятий с вами. Эти сведения вы можете получить во время разговора с родителем по телефону, когда договариваетесь о встрече.

Еще лучше, если до первого занятия вы встретитесь  с учеником и с его мамой (или папой), посмотрите друг на друга, познакомитесь  и обстоятельно обсудите все интересующие обе стороны моменты.

Конечно, к первому занятию надо тщательно подготовиться. Если вы выяснили, что сейчас проходит ученик в школе и что конкретно он не понимает, то надо подготовить объяснение именно этого материала. Продумайте примеры, задачи, вспомните все связанные с данным материалом определения, формулы, факты, теоремы. Будьте готовы напомнить их ученику, если понадобится.

Вера Александровна с ученицей на занятии

Пишите,  рисуйте, приводите аналогии из жизни, используйте  любые  средства,  которые  кажутся  вам  полезными. Старайтесь объяснять так, чтобы человек понял. В это время не думайте о том, как вы выглядите, правильно ли вы выражаетесь, то есть не думайте о себе. Главное для вас  –  донести  материал  до  слушателя.  Увидите,  что  в  этом  случае  ваша  речь будет и эмоциональной, и доходчивой, и зажигательной, и понятной.

Постарайтесь, чтобы уже на вашем первом занятии ученик почувствовал успех, продвинулся в понимании вашего предмета. Чтобы, придя домой, он сказал маме: «Я понял! Оказывается, это так просто!» — и кинулся к столу решать задачи.

Какие ошибки допускают начинающие репетиторы?

Первая ошибка состоит в следующем: старательный, ответственный человек, который хочет стать репетитором, пытается изучить  предмет до совершенства, «до полной учености». Он обкладывается учебниками,  решебниками,  всевозможными  пособиями, сборниками задач. В результате тонет в куче материала и не добирается даже до своего первого ученика.

Чтобы не пасть жертвой такой ошибки, надо вспомнить  правило Парето,  называемое  также  «правилом  80/20».  Согласно  этому  правилу,  восемьдесят процентов задач можно решить на основе всего двадцати процентов знаний. Вам для того, чтобы начать репетиторствовать, достаточно знать основное, главное, понимать структуру  вашего предмета, видеть взаимосвязь отдельных частей. Подробно каждую тему вы будете прорабатывать при непосредственной подготовке к урокам с конкретным учеником.

Старайтесь совершенствоваться и не допускать ошибок!

Вторую ошибку совершают те молодые бесшабашные люди, которые совсем не готовятся к занятиям, следуя принципу Наполеона «Главное ввязаться в бой, а там посмотрим». В результате  человек  начинает  репетиторствовать  без  фундамента,  пытаясь научить детей тому, чего он сам не знает, к тому же не имея понятия о методике преподавания.

Неудивительно, что чаще всего из такого репетиторства ничего хорошего не получается. Именно такие «горе-репетиторы» потом говорят, что не хотят быть репетиторами, поскольку «все дети такие тупые, ничего не учат и не понимают».

Третья распространенная ошибка:  начинающий репетитор боится, что не найдёт учеников и поэтому старается охватить как можно больше возрастных категорий. Я часто вижу объявления молодых репетиторов по иностранным языкам, где они указывают возрастные категории учеников от дошкольников до взрослых. А недавно мне написала девушка, которая хочет преподавать  английский язык дошколятам. Она спрашивала совета, не попробовать ли ей сначала позаниматься с соседскими детьми – подростками 15 и 16 лет.

Начинающим репетиторам надо учесть, что подготовка к школе дошкольников, репетиторство учеников начальной, средней, старшей школы, взрослых – это довольно разные вещи. Разные и по наполнению занятий, и по методическим подходам, потому что тут надо учитывать возрастную психологию.

Можете ли вы посоветовать почитать что-нибудь тем, кто хочет стать репетитором?

Поскольку нет вузов, где учили бы «на репетитора», то никаких рекомендованных министерством образования учебников для репетиторов не существует в природе.

Тем, кто хочет стать репетитором, я бы посоветовала почитать книгу Анны Малковой « Я — репетитор» и мою электронную книгу «Как стать репетитором», которую можно бесплатно скачать здесь.

Книга Веры Бобковой Как стать репетитором?

Кроме того, начинающим репетиторам будет полезно почитать статьи на блогах репетиторов. Например, на вашем, Лия, блоге или на моём — Статьи для репетиторов

Что вы можете посоветовать тем, кто очень хочет начать заниматься репетиторством, но не решается, не хватает уверенности в своих силах?

Если вы на самом деле хотите серьёзно заниматься репетиторством, то я рекомендовала бы вам обязательно пройти тренинг «Как стать репетитором. Курс молодого бойца»

Этот курс предназначен для начинающих репетиторов по любому предмету. В нём рассматриваются  следующие общие для всех репетиторов вопросы: страхи начинающих и преодоление этих страхов, какая нужна литература, надо ли оформлять ИП, поиск учеников, разговор по телефону с родителями, проведение первой встречи и первого урока, методика проведения занятий, создание мотивации к обучению.

Даются четкие практические рекомендации с примерами, чек-листами, домашними заданиями.  Как написала одна из первых покупательниц  этого курса:  «Всё очень доступно и понятно излагается. Я не знала даже, с чего начать, а теперь всё становится на свои места, всё изложено прямо по полочкам».

Пройдя этот тренинг, вы узнаете,  что, как, в какой последовательности и почему вам надо делать для того, чтобы стать успешным высокопрофессиональным репетитором. В результате ваши страхи, нерешительность, неуверенность сменятся стремлением как можно скорее приступить к действиям, быстрее найти своего первого ученика и начать заниматься с ним.

Всем начинающим репетиторам я желаю успехов! Пусть у вас будет больше  умных, старательных  и благодарных учеников. Поверьте, репетиторство — это очень интересное, благородное и перспективное во всех смыслах занятие!

С уважением, Лия Осетрова

Введите ваш электронный ящик:

Понравился пост? Поделитесь с друзьями!

0

Рекомендую ещё посмотреть

9 Comments

  1. Елена

    Спасибо за полезную статью.

    Хочу еще добавить, что появился еще один новый полезный портал для подбора репетиторов — upstudy.ru — пока он по всей России работает. в перспективе еще Казахстан и Украина.

    [Ответить]

  2. Александр

    Благодарю за отличную статью, действительно иногда нужен репетитор и для самих учителей, ведь знания постоянно нужно совершенствовать. К примеру для улучшения разговорного английского можно использовать сервис — freeteachers.ru. В свое время он мне очень помог разобратся с некоторыми ньюансами английского языка.

    [Ответить]

  3. Ольга

    Возможно, немного не по теме, но хочу поделиться своими эмоциями в день своего репетиторского дебюта...

    С волненьем первой встречи с мальчишкой ожидаю,

    История случилась впервые вот такая!

    Нам час судьбой отпущен. Сказать хочу три слова...

    Начать, конечно, нужно с чего-нибудь другого.

    Ох, в горле пересохло... С чего начать беседу?

    Не надо обсуждать с ним законы Архимеда,

    Не для того свиданье... (1) Свои он недостатки

    Открыл передо мною... И вроде все в порядке!

    Теперь, наверно, нужно сказать ему три слова...

    Сейчас определим мы, встречаться ли нам снова!

    Ох, снова так неловко, поскольку от ответа

    Зависит, продолжать ли подобные беседы...

    Я ненамного старше, ему всего семнадцать...

    И наконец решаюсь: «Мы будем заниматься?»

    1. Я репетитор по русскому языку, поэтому законы Архимеда на занятии точно обсуждать не нужно.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Как здорово! Спасибо, что поделились!

    [Ответить]

Оставьте свой первый комментарий и получите подарок на вашу электронную почту!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Добавить картинку или фото: