Как организовать работу над словообразованием (ГИА, ЕГЭ)

Помощники в моей работе
Давненько я не писала ничего про подготовку к экзаменам, решила исправляться, так как на носу уже январь и до экзаменов осталось всего каких-то 5-6 месяцев.
На самом деле, работа над словообразованием в школах практически не ведётся и для учеников — это одна из самых сложных частей в экзамене.
Некоторые дети даже не берутся её делать, а кто всё-таки решается на неё, то либо интуитивно образуют слово из одной части речи в другую, либо наугад придумывают немыслимый суффикс или префикс (и такое бывает).
Я давно ломаю голову, как облегчить подготовку к этому трудному разделу. Ведь порой и мы, сами учителя, узнаём новые слова и стараемся запоминать то или иное словообразование. И это нормально, всех слов не будешь знать.
Книг на эту тему практически нет, есть какие-то рекомендации, отрывочные упражнения в разных сборниках. Но мне хотелось бы, чтобы это была какая-то система или последовательность.
Предлагаю ознакомиться с тремя советами, которые я использую в своей работе.
Совет №1

Необходимо упорядочить работу над словообразованием.

Можно нарисовать таблицу, в которую ваши дети будут выписывать лексические единицы по частям речи. Заполнять таблицу постепенно по мере изучения новых слов. У кого-то хватает терпения, кто-то прекращает её вести.
Примерная таблица может выглядеть следующим образом:

noun verb adjective

adverb

information

inform informative
В любом случае, это полезное занятие, хоть и отнимает много времени. Но с другой стороны, они же будут делать это постепенно, не сразу. Можно также придумывать предложения с каждой частью речи, чтобы в памяти подольше оставались новые слова.
Часто я даю готовую уже таблицу с самыми распространёнными словами из книги серии Exam Skills for Russia, Macmillan «Лексика и грамматика».
Совет №2
Очень важно — распознать слово, определить её часть речи!
А как это сделать? Только если знаешь суффиксы этих частей речи.
Если кто ещё не знаком с кодификатором 2014 года по английскому языку, то напоминаю, что выпускнику необязательно знать все существующие формы словообразования, все суффиксы и префиксы.
Конечно, для себя, чем больше, тем лучше. Но не за полгода подготовки к экзамену!
Итак, выпускник должен уметь:
  • использовать следующие аффиксы для образования глаголов: re- , dis- , mis-; -ize/ise
  • использовать следующие аффиксы для образования существительных: -er/or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/tion,-ance/ence, -ment, -ity
  • использовать следующие аффиксы для образования прилагательных: -y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ing, -ous,-ible/able, -less, -ive, inter-
  • использовать суффикс -ly для образования наречий
  • использовать отрицательные префиксы un- , in-/im
Именно эти аффиксы будут проверяться на ЕГЭ, поэтому на них делаем особый упор и тренируем их в упражнениях.
Для этих целей у меня есть три книги, которые я стараюсь использовать в своей работе.
Итак, первую книгу, я приобрела недавно, но именно она меня больше всех устраивает пока.
Замечательное пособие, которые оценили и некоторые мои 11-классники. Автор М.А. Бодоньи — Словообразование. Подготовка к ЕГЭ. Задания В11-В16, 2013.
Пособие состоит из четырёх глав: теория, упражнения на употребление суффиксов и префиксов, задания в формате ЕГЭ, основанные на текстах, проверяющие уровень владения механизмом словообразования.
Жалею, что купила в одном экземпляре, приходится постоянно копировать детям. И в электронном виде её нигде не найдёшь!
Следующее пособие, которое приобрела ещё в 2010 году в Москве — это Английское Словообразование (English Word Formation), автор С. Н. Шидловская.
Пособие очень добротное и содержит огромное количество упражнений по тематическому принципу. В конце есть ответы.
Брала я её в интернет-магазине Лабиринт, там есть и фото этого пособия и что там внутри.
Я считаю, что каждая из этих трёх книг является ценным материалом, как использовать их, я думаю, что каждый учитель сообразит.
Главное, не переборщить с этим. А то как выразился мой один ученик: «У меня уже эти суффиксы и префиксы во сне снятся! Зато я начал в них разбираться!»
Совет №3
Тренируемся и запоминаем!
Ну и, наконец, когда мы знаем кое-что о словообразовании, изучили, что означает тот или иной суффикс, смело берём типовые варианты ГИА или ЕГЭ и решаем один за другим, оттачивая свои навыки.
Здесь вы можете дать ученику любое пособие по подготовке к экзамену, а именно раздел «Лексика и Грамматика», задания В11-В16.
Проверяя с ответами, будьте дотошными и внимательно изучайте, почему ваш ученик допустил ошибку, почему он выбрал не ту часть речи.
Возможно, он неправильно определил подлежащее или сказуемое? Или не смог отличить прилагательное от наречия? Помогите ему разобраться и вместе вы достигнете успеха. Пусть маленький, но результат!
Желаю вам и вашим ученикам не теряться в словообразовании и правильно подбирать нужные части речи!
P.S. На десерт покажите своим ученикам одно познавательное видео, взятое с просторов интернета.
Долго выбирала, чтобы такое для закрепления взять и нашла подкаст Егора, который очень доходчиво и тщательно разбирает суффиксы и префиксы.
Мой муж вместе со мной слушал и подбирал слова к разным суффиксам. Оказывается, всё не так сложно, как кажется на первый взгляд!

 

P.S. Нашла на просторах интернета полезную статью на данную тему (добавлено 22.10.15)

С уважением, Лия Осетрова

Введите ваш электронный ящик:

Понравился пост? Поделитесь с друзьями!

0

Рекомендую ещё посмотреть

28 Comments

  1. Дбрый день!

    Да словоообразование очень трудное задание.

    На моем опыте — 8 и 9 класс (нынче) практический каждый урок (когда идет работа над лексикой) образуем устно и письменно от «корня» слова разные части речи и перевод + примеры в употреблении. Начинают ребята писать тест (даже, чаще всего, даю задание на выбор разных форм слова) и НИЧЕГО! практически не могут сделать!

    В прошлом году у меня закончил школу мальчик, так он на раз делал все изменения. Но, наверное, это исключение, уникальное чувство языка.

    [Ответить]

  2. Галина

    Лия, спасибо за замечательную подборку по словообразованию. Хочу добавить еще один сайт, который может пригодиться: www.flo-joe.co.uk/fce/stu...rdbank/wform.htm.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Спасибо, Галина за сайт. Будем пользоваться)

    [Ответить]

  3. Татьяна

    Спасибо Вам большое за то, что знакомите нас с учебными пособиями! Их можно запросто найти в большом колличестве в интернет-магазинах, но заказывать опасаешься, откуда ж знаешь, что у них внутри? На аннотацию полагаться не приходится :-) А тут пожалуйста профессиональный взгляд на основе практического применения :-)

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Татьяна, спасибо вам за ваш комментарий. С удовольствием читаю отзывы на различные пособия у других, так как часто действительно покупаешься на обложку. Но для себя открыла интернет-магазин Лабиринт, где люди сканируют внутренность книг и можно уже более менее оценить материал. Сама так делаю на их сайте, они за это ещё и денюжку платят тебе.

    [Ответить]

  4. Нина

    Лия, примите и мои слова благодарности. Время летит незаметно и не за горами ЕГЭ, поэтому надо плодотворнее работать над подготовкой и грамотно систематизировать нужный материал. В вашей статьи есть полезная информация.

    Ещё раз СПАСИБО!

    [Ответить]

  5. Лия, большое спасибо за совет. Воспользовавшись им, я решила пойти немного дальше и собрать воедино все наиболее используемые в словообразовании варианты слов.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Добро пожаловать, Екатерина! Очень рада, что мои советы сподвигли вас на дальнейшую работу!

    [Ответить]

  6. Ирина

    Добрый день, Лия,

    Огромное Вам спасибо за проделанную работу и полезные советы. Сейчас как раз готовлю детей к олимпиаде и материалы по словообразованию необходимы как воздух!

    А прочитав Вашу историю про беременность весь день прибывала в легком шоке. Дело в том, что у меня сейчас этот вопрос стоит очень остро, но, как всегда в таком деле, мало с кем можно об этом говорить. Вы поддержали меня и профессионально и эмоционально !!! Такого сочетания, наверное, я нигде больше не встречу. Желаю Вам безграничного материнского счастья, терпения и удачи в воспитании малышки и радости от занятия любимым делом!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте Ирина!

    Спасибо вам большое за отзыв о моей работе. Мне действительно приятно это слышать и мотивирует дальше работать ещё лучше!

    Насчёт материнства — это то, что мне в жизни больше всего не хватало и поняла я это только с рождением ребенка! Если вы хотите что-то спросить, не стесняйтесь, спрашивайте (в личку).

    Я искренне надеюсь, что у вас всё получится. Главное, не отчаиваться! А пока занимайтесь своим любимым делом-это очень сильно отвлекает)) А ещё лучше, начните что-то грандиозное, вот увидите, ваши планы нарушатся из-за другого события))

    Я как только взяла новый класс, думала, что вот сейчас доведу и их до конца, но видимо не суждено мне было это сделать, но ни капельки не расстроилась, так как теперь это капелька! сопит в кроватке))

    [Ответить]

  7. Luidmila

    Как здорово, что можно найти хороший материал по непростой теме!

    Спасибо, здоровья и творческих успехов!!1

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Спасибо большое, Людмила! Словообразование — это такая тема, которой почему то мы мало уделяем время, поэтому дети плохо знакомы с ней.

    [Ответить]

    freedore отвечает:

    Учителя бы уделяли бы этой теме больше внимания, будь она в учебниках освещена более подробно. А так приходится собирать материал самому с учетом должного количества повторений словоформ.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Полностью согласна с вами. Тема очень непростая, так как особых правил нет и всё сводится к запоминанию, поэтому тренировка очень нужна!

  8. а как вам упражнения на словообразование по Grammar and vocabulary for First Certificate с нашего блога? вот приходится так изгаляться, а то не хватает повторяемости в упражнениях из аутентичных учебников.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Мне нравятся упражнения ваши, так как они интерактивны. Очень удобно проверить себя на досуге))

    [Ответить]

    freedore отвечает:

    Наш блоги был создан для того , что бы представить упражнения в интерактиве, а не просто поделиться простынями текстовых упражнений.

    [Ответить]

  9. Татьяна

    Здравствуйте, очень интересная и полезная статья)

    Хочу задать вопрос. Как отличать существительные, которые могут образовываться аффиксами, например, -ance, -ment, и т.д. и -ing? (relaxing — relaxation)

    заранее спасибо☺

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Татьяна!

    Действительно, на первый взгляд, кажется, что их сложно отличить, но всё таки есть некие закономерности. Во-первых, надо чётко понимать, чем отличаются герундий от отглагольного существительного. Очень хорошо написано в этой статье

    Во-вторых, при наличии существительных, образованных от глаголов с помощью разных суффиксов, отглагольные существительные на ing обычно не употребляются (если же таковых нет, то тогда на ing — parking, smoking и т.п.): We were informed of the ARRIVAL (а не the arriving) of the ship

    Как то так...

    [Ответить]

Оставьте свой первый комментарий и получите подарок на вашу электронную почту!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Добавить картинку или фото: