Всем доброго времени суток!
Сегодня речь пойдёт о том, как мы готовимся с 11-классниками к письменной части С2 ЕГЭ. Один из самых сложных разделов, пожалуй.
Чтобы успешно написать эту часть, надо обладать не только хорошей языковой подготовкой, но и иметь в голове мысли, аргументы, чтобы доказать свою точку зрению.
Некоторые ученики даже не пытаются делать этот раздел, пишут только личное письмо С1 и успокаиваются на этом.
Как писать личное письмо С1, я думаю, что особых каких-то рекомендаций я не дам лучше, чем сделала это Сотникова Елена Юрьевна в своём видео здесь. Она подробно разъясняет как оформлять письмо, какие слова и выражения лучше использовать и какова вообще структура письма личного характера.
А вот на написании эссе я всё-таки хотела бы сделать акцент. Потому как здесь очень важно подготовить ученика уметь правильно пользоваться своими мыслями, логично излагать их и уметь приводить аргументы.
Если вам интересно получить информацию о подготовке к написанию эссе, задания С2 ЕГЭ, то читайте далее...
Раньше для меня этот раздел казался самым сложным, я также боялась, как и мои ученики, неправильно что-то написать в плане изложения своих мыслей.
Согласитесь, не все люди владеют правильной речью и умением излагать мысли, как положено, даже на русском языке. Что уж там говорить об английском! Но, как оказывается, этому можно научиться!
Небольшое отступление — как я пришла к подготовке ЕГЭ!
В своё время я прошла дистанционные московские курсы, организованные Педагогическим университетом «Первое сентября». Это было в 2008 году и курсы назывались «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку».
Тогда, я помню, это было всё новым и про ЕГЭ по английскому было мало информации. Тем более уж никто к этому не готовил, по крайней мере, у нас в Казани.
Я усердно училась, читала и прорабатывала лекции по специальным брошюркам и даже делала контрольные работы по теории и итоговую работу в виде проведения экзамена в своей школе.
Именно тогда я почувствовала, что знаю больше, чем остальные, кто не прошёл эти курсы, я многим рекомендовала пройти эти занятия (они были не очень дорогими), но потом, они, к сожалению, исчезли и сейчас до сих пор их нет. А жаль! Мне они тогда очень помогли. Возможно сейчас просто много информации об этом, не знаю.
Помнится, мне даже удостоверение в красивой синей корочке прислали.
На этом отступление закончим, теперь вы знаете, что, пройдя эти курсы, я не остановилась на этом, а стала продолжать изучать все «прелести» этого экзамена. И до сих пор, мне приходится следить за нововедениями и различными технологиями. Хотя со временем выработались уже свои методы, с которыми я и делюсь с вами.
Что такое сочинение с элементами рассуждения или эссе?
В сочинении (типа «Моё мнение») нужно выразить свою точку зрения на заданную тему, а также привести противоположные вашей точки зрения других людей и объяснить, почему вы с ними не согласны.
Ваше мнение должно быть чётко сформулировано и подкреплено примерами или доказательствами.
Формат и правила написания
- Сочинение пишется в нейтральном стиле.
- Объём сочинения 200-250 слов (минимум 180 слов, максимум 275 слов).
- Необходимо активно использовать конструкции типа In my opinion, I think, I believe
- Также использовать вводные слова и конструкции типа On the one hand, on the other hand, слова-связки Nevertheless, Moreover, Despite и т.д
- Сочинение имеет строгую структуру, изменение которой при написании сочинения приведёт к снижению балла. Всего пять абзацев:
- Вступление
- Выразить своё мнение и дать 2-3 аргумента
- Выразить противоположное мнение и дать 1-2 аргумента
- Объяснить, почему вы не согласны с противоположным мнением
- Заключение
Я очень кратко сейчас рассказала о главных принципах написании сочинения, потому как более подробную информацию я предлагаю вам скачать ниже. Обычно, когда ко мне приходит ученик, я знакомлю его со всеми моментами написания эссе и даю в качестве материала небольшие памятки, если так можно сказать.
В этот комплект материалов входят рекомендации по написанию сочинения, где подробно описывается, как и что писать в каждом абзаце. Также я включила туда лексику, необходимую для написания сочинения (она представлена в виде таблицы, для каждого абзаца-свои слова и выражения).
И, наконец, в качестве примера демонстрационный вариант сочинения, чтобы ученики представляли, как оно должно выглядеть.
Пошаговой метод работы с темой сочинения
(как это делаю я)
Допустим, мы ознакомились сами и познакомили учеников с правилами и форматом написания сочинения. Но самое главное и важное мы ещё не затронули. Берём любой типовой вариант ЕГЭ и смотрим раздел «Письмо». Что нам предлагают авторы? Какая тема там идёт?
И вот здесь начинается самое интересное. Нужно полностью продумать своё эссе, начиная от того, как мы начнём, какие аргументы приведём и, соответственно, как закончим.
Я делаю так:
- Сначала обсуждаем с учеником тему по-русски, пытаюсь понять, какого мнения придерживается сам ученик. Стараемся привести нужные доводы, аргументы. Вообщем, идём по заданной структуре (вступление, своё мнение, противоположное мнение и так далее).
- Далее пытаемся вместе с учеником сделать небольшие тезисы, заметки. Обычно я прошу прочертить листок на две половинки и вписать туда плюсы и минусы или «моё мнение» и «мнение других». Стараемся по возможности делать это на английском, чтобы уже привыкать мыслить на этом языке.
- Далее придумываем вступление, а оно, ни в коем случае не должно повторяться с самой темой слово в слово, берём нужные обороты из нашей памятки и делаем первое предложение обобщающим. Пусть ученик выучит сразу понравившиеся ему обороты для вступления и использует их постоянно, чтобы на самом экзамене не тратить время.
- Так как у нас уже есть табличка с плюсами и минусами, то сейчас нам проще раскидать их по абзацам 2, 3 и 4.
- Во втором абзаце прошу ученика высказать свою одну точку зрения и привести 2-3 аргумента. Это мы уже заранее сделали в самом начале, выбираем правильные слова-связки и выражения из нашей памятки.
- В третьем абзаце ученик уже приводит противоположное мнение с 1-2 аргументами. Этот абзац не может состоять из одного предложения, должно быть 2-3 предложения.
- Четвёртый абзац, по моем мнению, самый сложный в придумывании, так как все аргументы «за» уже почти использованы и надо как-то защитить своё мнение ещё раз. Поэтому прошу ученика очень внимательно раскидывать аргументы и не тратить их все во втором абзаце. Повторять аргументы здесь не стоит, они должны быть логично связаны с третьим абзацом.
- Ну и, наконец, заключение, которое в принципе даётся уже легче всего, так как тема вся раскрыта, мы ещё раз просто подчёркиваем наше мнение, не забыв при этом указать, что существуют две точки зрения на данную проблему.
- Сочинение готово! Но всегда прошу ученика обратить внимание на следующие моменты, после того, как он уже написал сочинение, а именно:
- Проверить объём сочинения (200-250 слов, минимум 180, максимум 275).
- В каждом абзаце должны правильно использоваться разнообразные средства логической связи.
- Проверить ещё раз сочинение на правильность использования грамматических конструкций, времена глаголов, чтобы в предложении всегда было подлежащее и сказуемое, правильно выбранные предлоги и артикли, правильно ли подобрана лексика, везде ли стоят нужные знаки препинания. Я всегда держусь принципа Не уверен, не используй! Лучше проще, но правильно!
Вот приблизительно так выглядит моя работа с учеником при подготовке написания задания С2. Работа трудоёмкая только сначала, потом ученик привыкает к такому режиму и постепенно начинает уже сам соображать, что да как.
Откуда брать темы и аргументы?
(книги в помощь)
Конечно, было бы легко, если бы все мои могли правильно мыслить и с лёгкостью добывать аргументы. Но не всем это дано! Кто-то действительно легко придумывает аргументы, а кому-то нужно перечитать какие-то заготовки и тексты, чтобы появилась муза!
Я вам расскажу, какие пособия нам с учениками помогают правильно излагать свои мысли и приводить нужные и логически построенные аргументы.
Итак, самая наверное полезная книга на сегодняшний день — это из серии Готовимся к ЕГЭ, автор М. А. Бодоньи. Это даже не книга, а «Тренировочная тетрадь для подготовки к выполнению части С на ЕГЭ»
Я купила себе один экземпляр для пробы и пока просто распечатываю ученикам по одной теме, мне пока так удобно, но в будущем, буду рекомендовать уже купить каждому себе экземпляр, так как сама тетрадь не очень дорогая, в районе 150 р.
Следующим интересным пособием мне показалось книга авторов Андрощук Н.А., Зенкевич Е.В. и Решетниковой А.С «Технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку» В продаже её, к сожалению, нет, хотя год 2012, зато скачать в интернете может каждый.
Пособие содержит 26 тем. Чем оно примечательное? Как построен принцип каждой темы? Идёт тема, например, самая первая, My future career.
- Текст на заданную тему
- За ним идёт карточка устная для того, чтобы высказаться по этой теме (задание С3 из ЕГЭ)
- Большое количество упражнений на освоение новой лексики по теме и всё, что предшествует тому, чтобы хорошо и правильно выразить своё мнение по теме
- Словообразование по лексике, которую только что тренировали и закрепили
- Написание личного письма С1 по теме
- Написание эссе С2 по теме, причём вот здесь мне очень нравится сама технология выполнения задания
И так все 26 тем организованы по такому принципу. Вообщем, авторы проделали хорошую работу и думаю, что вам обязательно надо ознакомиться с этим пособием.
Скачать Технологии подготовки к ЕГЭ
В помощь также могу предложить ещё две книги.
Первая — это из серии Открывая мир с английским языком «150 эссе для ЕГЭ», автор Юнева С. А. данное пособие включает в себя 150 эссе, составленных в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к письменному высказыванию с элементами рассуждения.
Но поскольку это просто сборник тем, там нет каких-то шаблонов, то с учениками можно брать просто аргументы, обсуждать их и использовать при написании сочинения. Обращаю ваше внимание, что эссе там состоят из четырёх абзацев, а не из пяти, как требует сейчас новые правила.
Вторая книга — из серии ЕГЭ. Английский язык — Эссе: темы и аргументы, автор Занина Е. Л.
Английский язык. Эссе. Темы и аргументы. Елена Занина |
Книга очень толстая, 510 страниц. Большое количество тем с аргументами, есть после каждого текста словарь, так как тексты на первый взгляд не совсем простые, но этим и полезно, что хорошо расширяет словарный запас.
То есть это не просто топики, а такие хорошие, добротные тексты с разнообразной лексикой. Но не для начинающих!
На этом пока все пособия, на которые стоит обратить внимание. Конечно есть ещё книжечки Музлановой, но в принципе, это самые основные. Возможно у вас что-то есть полезное, что вы можете также мне рекомендовать?
Как оценивать эссе?
Ещё на что нужно сделать акцент, так это проверка эссе. Мы ребёнка научили писать, а проверять его сочинение кто будет? Конечно же нам этой участи не избежать и поэтому нужно знать про оценку всё!
Для того, что правильно и объективно оценить сочинение ученика, нужно знать все критерии оценки эссе. Для этого я подготовила для вас материалы, вернее комплект
Туда входит: подробный анализ части С2 с рекомендациями, чтобы те, кто делает это впервые, мог примерно представлять, как оценивают, сами критерии оценивания (их пять штук) и дополнительная схема оценивания к основным критериям.
Те, кто уже знаком с этими критериями, то для них это будет всё уже знакомо, тем более если вы активно используете сайт ФИПИ.
Скачать Комплект материалов для учителя
Ну вот, вроде и всё, что я хотела вам рассказать, поделиться своими мыслями по поводу подготовки письменной части. Буду рада услышать ваши комментарии, возможно вы поделитесь своими мыслями.
Спасибо! Так вдумчиво и понятно рассказать может только учитель-практикант! Теперь остается только распечатать и броситься в бой! Ещё раз спасибо!
[Ответить]
апреля 1, 2014 at 16:06
Герман, я рада, что вам пригодилась эта информация!
[Ответить]
Большое спасибо! Очень полезно.
[Ответить]
Спасибо Вам большое! Очень нужная информация!
[Ответить]
Как же своевременно (для меня) Вы выложили эту статью! Через неделю собираюсь сдавать ЕГЭ, Ваши советы мне оочень помогут, потому что как раз за эту часть экзамена я переживаю больше всего! Спасибо Вам огромное!
[Ответить]
апреля 1, 2014 at 16:05
Надеюсь, Татьяна вы сдадите очень хорошо! По крайней мере, я вам желаю получить максимальный балл!
[Ответить]
Я тоже в восторге от вашей статьи, Лия. СПАСИБО!!! Действительно, написано понятным языком.
Ещё раз примите слова благодарности.
[Ответить]
апреля 1, 2014 at 22:59
Благодарю Нина! Приятно читать, что старалась не зря))
[Ответить]
Очень полезная информация. Спасибо!
[Ответить]
спасибо большое! много интересной и полезной информации!
[Ответить]
Спасибо большое за статью! Очень понятно, конкретно, и полезно!
[Ответить]
июля 17, 2014 at 22:43
Добро пожаловать ко мне в гости, Наталья и спасибо большое, что оценили мой труд!
[Ответить]
Спасибо большое! Очень полезно и нужно!
[Ответить]
Лия ,какая вы умница,талантливая,увлечённая своим предметом!Ваши рекомендации очень ценны.Огромное Вам спасибо,дальнейших творческих успехов Вам.
[Ответить]
сентября 16, 2014 at 15:02
Спасибо большое, Татьяна. Очень приятно!
[Ответить]
Лия, большое спасибо. Ваши советы — просто чудо. Давно сама готовлю учеников к ЕГЭ, покупаю различную литературу, посещаю семинары. Но ваши рекомендации более доступны. Спасибо!
[Ответить]
сентября 29, 2014 at 15:34
Спасибо и вам! Мне приятно, что смогла вам помочь!
[Ответить]
Лия,огромное Вам спасибо за Вашу работу!! Я каждый раз оказываясь на Вашем блоге нахожу массу интересного,полезного и нового материала. Все написано так доступно, понятно, а главное полезно. Часто использую Ваши находки на своих уроках. Спасибо Вам еще раз огромное!!! Творческих Вам успехов!
[Ответить]
Здравствуйте, спасибо за отзывы на мою книгу, рекомендую Вам заказывать книги через интернет издательства Легион (Ростов), они получаются дешевле и приходят на почту быстро.
[Ответить]
ноября 3, 2014 at 23:30
Здравствуйте, Марина Алексеевна!
Очень приятно, что вы заглянули ко мне на блог. Ваши книги очень помогают в подготовке к ЕГЭ. Надеюсь, вы и дальше будете радовать нас полезными пособиями. Скажите пожалуйста, не предвидится ли у вас в ближайших планах что-нибудь по говорению, а именно задания по устной части в новом формате?
[Ответить]
Лия. спасибо за советы.Я в этом году впервые готовлю девочек к егэ.
[Ответить]
ноября 14, 2014 at 1:37
Рада помочь Вам, Лиля!
[Ответить]
Книга Юневой мне нравится больше, чем пособие Заниной. У первой больше попыток обсудить что-то, а у Заниной просто повествовательные тексты.
[Ответить]
Добрый день, Лия! Вчера случайно попала на ваш сайт и вот второй день читаю без остановки. Мне здесь интересно все. Что-то уже хорошо знакомо, что-то абсолютно в новинку (посткроссинг), а какую-то информацию вы помогли мне систематизировать. Такой оказалось информация по егэ. К этому экзамену и к международным я готовлю детей примерно уже 3 года. Процесс это увлекательный и динамичный. Спасибо за этот сайт, буду периодически заглядывать.
[Ответить]
декабря 27, 2014 at 16:11
Здравствуйте Оксана!
Рада познакомиться с вами, надеюсь вы станете постоянным читателем моего блога!
[Ответить]
Сегодня две мои участницы уехали в Москву, я их снабдила большим списком литературы, о которой узнала на этой странице. К ЕГЭ готовила в основном по пособиям Музлановой. Я живу в Молдавии, у нас выбор в книжных небольшой. Скачала также книжку"Технологии по подготовке к ЕГЭ". Там очень много книжек страноведческого характера, думаю пригодятся мне на уроках страноведения, которые мне предложили вести в 3четверти после отпуска. Очень благодарна Вам, Лия, за творческий педагогический импульс, за встряску, которую получила, случайно наткнувшись на этот блог.
[Ответить]
декабря 29, 2014 at 23:24
Спасибо, Оксана за теплые слова. Очень приятно и мотивирует!
[Ответить]
Лия, здравствуйте. Мне бы хотелось узнать, как начать подготовку к разделу «говорение»?
[Ответить]
декабря 29, 2014 at 23:23
Ирина, я сейчас готовлю информацию по говорению и даже 10 вариантов составила, думаю что в январе опубликую. Ждите!
[Ответить]
Есть очень хороший учебник,который готовит с сдаче экзамена по говорению издательства Macmilan. Смотрела сегодня его презентацию на youtube.http://youtu.be/_7rfdSD5sLE. Формат нашего экзамена в принципе повторяет международные, но слегка изменен и адаптирован. О том, как этому учить, в этих книгах написано досконально.
[Ответить]
января 1, 2015 at 21:26
Спасибо за ссылку. У меня есть это пособие, но что-то не приходилось с ним работать. Видимо пришло время изучить его более подробнее.
[Ответить]
С новым 2015 годом!!!! Здоровья и достатка в семье, творчества и новых достижений на работе!!!
[Ответить]
января 3, 2015 at 12:54
Спасибо большое, Оксана! И вас с новым годом!
[Ответить]
Добрый день, Лия!
Во-первых, с Новым годом и наступающим Рождеством. Здоровья Вам, творчества, успехов и 48 часов в сутках. Я удивляюсь, когда вы столько всего успеваете?! У меня вечно не хватает времени, поэтому на каникулах решила ещё подробнее изучить ваши материалы к ЕГЭ. А как-будто заново всё открывала. Столько нашла полезной информации ... .Спасибо огромное!!!
[Ответить]
января 5, 2015 at 15:35
Людмила, если вы прочитали последнюю мою статью об итогах 2014 года, то я вас огорчу! Я на самом деле тоже ничего не успеваю сейчас! Только когда ребенок спит, я могу поделать что-то для себя, для души, в остальное время всё время с ним. Поэтому ваше пожелание 48 часов в сутки очень и очень даже вовремя! Всего вам наилучшего!
[Ответить]
Большое спасибо за Вашу работу. Долго искала пособия для подготовки к ЕГЭ и у Вас нашла! «Технологии...» — как раз то, что мне нужно. Жаль, что не видела Вашего сайта раньше. Желаю Вам успехов в дальнейшей работе!!!
[Ответить]
марта 4, 2015 at 1:11
Здравствуйте, Любовь!
Лучше поздно, чем никогда! Я рада, что ваше знакомство с моим блогом состоялось!!! Надеюсь, вы найдёте полезную здесь информацию!
[Ответить]
Спасибо огромное за все предоставленные материалы и рекомендации! Эх...если бы мне пораньше попался ваш сайт, сейчас всё было бы не так плачевно!
[Ответить]
Ваш блог для меня — это настоящий клад! Спасибо, Лия!
[Ответить]
апреля 3, 2015 at 17:57
Здравствуйте Галина!
Рада делиться своим сокровищем!
[Ответить]
Спасибо,за очень нужную информацию. Рекомендую ещё книгу Корчажкиной О.М. «Пишем сочинение-рассуждение»
[Ответить]
Рееебятки,пооверяющие ЕГЭ!
Помогите пожалуйста,проверяют ли работы на уникальность т.е.на совпадении с интернете ресурсами?
Могут аннулировать работу если текст будет слово в слово?
[Ответить]
июля 9, 2015 at 16:37
Здравствуй, Екатерина!
Работы проверяются на уникальность и если более 30% имеет непродуктивный характер, то есть текстуально совпадает с опубликованным источником или другими экзаменационными работами, то по критерию «Решение коммуникативной задачи» выставляется 0 баллов и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов.
[Ответить]
Являюсь репетитором с многолетним стажем, но на вашем замечательном сайте нашла много полезной и очень актуальной информации. Ничего лишнего, очень лаконично и по существу. Спасибо Вам огромное!
[Ответить]
апреля 24, 2016 at 11:52
Спасибо, Ирина!
Я рада, что информация на моем блоге для вас полезной. Буду рада общению и обмену опыту с вами по почте или в вк.
[Ответить]