Раздел «Лексика и Грамматика» в ЕГЭ. Репетиторский опыт

Здравствуйте дорогие мои!

Давно уже ничего не писала на блог! Вернее у себя то я пишу, причем несколько статей уже в процессе, но никак не могу их полностью закончить. Всё таки не хватает мне 24 часа в сутки!!! Ну никак!

Решила поделиться с вами своими мыслями и опытом о том, как я готовлю своих учеников к ЕГЭ, а именно рассмотрим раздел «Лексика и грамматика».

Небольшие новости или почему так долго не писала?

Вообще, не думала, что в декретном отпуске буду так много работать. В смысле репетиторствовать. Думала, буду как все! Сидеть в декрете, гулять с малышкой, заниматься бытом, ну и парочку занятий в неделю, чтобы уж совсем не забыть свои навыки. Какой там!

Моя малышка растёт, а она чем больше становится, тем больше внимания требует. Только и успеваю смотреть, как куда-нибудь не заползла или не упала. Все мои ящички уже начала открывать. Пора обезопаситься!

Пора закрывать все мои ящики!!! Алиске всё интересно!

Ну и занятий у меня столько, что можно и не работать на основной работе! Сразу предвещаю вопросы, кто сидит с моей Алиской пока у меня занятия? Конечно же моя мама!

В соседней комнате они играют или спят, пока её мамочка трудится. Я частенько выхожу из комнаты, чтобы удостовериться всё ли в порядке, ничего не нужно ли. Вообщем, пока всех устраивает такое положение.

И вот совсем вечерком, когда все уснут, я услышу тишину, выгляну в окошко и понаблюдаю за махровым снежком, ко мне вдруг придёт муза! и мне хочется поделиться тем, что скопилось в моей неуемной головушке.

Перейдём к главному или почему так много внимания к разделу «Лексика и грамматика»?

Итак, сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом, как я готовлю учеников к ЕГЭ по данному разделу. В принципе, частично я уже писала об этом в этой статье и даже давала вам ссылку на скачивание файла «Грамматические темы» (этот документ вам пригодится для систематизации и порядка с чего начать).

Когда к вам приходит ученик, которому нужно сдавать ЕГЭ, мы всегда прощупываем почву. Сейчас речь будет идти именно о грамматическом разделе. Ко мне приходят совершенно разные ученики и, соответственно, у всех разный уровень подготовленности.

С Эльвирой на занятии. Штудируем отдельно раздел Лексика и грамматика

Кто-то из учеников говорит, что он хорошо владеет темами и его просто надо натаскать, кто-то признается, что лучше пройти весь курс сначала. Так вот именно последние ученики нас больше всего интересуют!

Скачайте тот файл с грамматическими темами и рассчитайте примерно, сколько часов или занятий у вас уйдёт на этот экспресс грамматический курс. У меня обычно выходит не больше полугода при регулярных занятий один раз в неделю по 1,5 часа. Чаще занимается ученик — значит быстрее пройдёте.

Оформляем темы в тетрадки!

И вот так, потихонечку, мы берем тему за темой (необязательно строго по списку, иногда меняем местами темы), я пишу в тетрадке обычно своей рукой, часто использую два цвета ручек (красный и синий), цветные маркеры.

Часто копирую материал из New Round-Up, особенно когда много писать некогда или когда хочется, чтобы материал был компактно умещён в тетрадке (обычно это таблицы).

Мой быстрый канцелярский набор для оформления тем в ученических тетрадках

Поэтому в моём арсенале всегда есть клей-карандаш, ножницы. Я быстренько через принтер вывожу материал, вырезаю, а ученики мне помогают приклеить материал в их тетради.

Особенно их забавляет клеить цветными клеями (синий, розовый, зеленый). Они делают это с удовольствием и немного разряжают атмосферу разговорами пока клеют.

Когда материал у них в тетрадях, мы его тщательно разбираем, где-то подписываем перевод, где то уточнения. И потом начинаем уже делать упражнения. Кто читает мой блог регулярно, тот уже в курсе, какие обычно книги и ресурсы я использую.

Часто беру упражнения и этих книг. Несмотря на то, что написано 7-8 класс, задания там есть нелегкие

Грамматика. Тетрадь-тренажер. Тесты и упражнения | Елена Фоменко Грамматика. Тетрадь-тренажер. Тесты и упражнения | Елена Фоменко

В течение работы я использовала так много пособий, перебрала всевозможные грамматические упражнения, но, к сожалению, меня не устраивает ни одна книга целиком. Что-то возьму из одной книги, что-то из другой.

Люблю всё то, что делает Музланова. Слева — одно из новых её пособий, включая, кстати, раздел по устной части!

Иногда хочется побольше упражнений на сравнение конструкции to be going to и Future Simple, но часто представлены только на Future Simple, Future Continuous или Present Simple и Future Simple.

Учебник Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ | Елена Музланова Учебник Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ | Елена Музланова

Пару слов о моём грамматическом сборнике упражнений!

Вообщем, как я и планировала, легче составить свой сборник и написать только те упражнения, которые я из года в год использую и люблю давать своим ученикам.

Этот процесс уже начался и скоро вы увидете первую часть моего сборника. В первой части будут темы Present Simple, Present Continuous и они же в сравнении (около 65 упражнений получилось). Сборник составлен, сейчас он проходит корректировку.

В будущем хочу собрать все темы, вернее упражнения, чтобы потом просто распечатать как книгу и не копировать по сотни раз одно и то же. Думаю, сделаю вам подарок к Новому Году. По крайней мере постараюсь очень!

P.S. Как и обещала, сборник готов! И вы его можете скачать, прочитав и найти в этой статье!

Задания B4-B10 (памятка ученикам)

Какие могут быть советы по данным заданиям? Что обычно я говорю своим ученикам и даю им в качестве памятки.

  • Прежде чем выполнять задания B4-B10, заполняя пропуски, нужно прочитать обязательно весь рассказ или текст целиком, чтобы понять содержание.
  • Подсказка на выбор правильной грамматической формы слова необязательно находится в самом предложении, а может быть, например, в предыдущем предложении.
  • Если требуется поставить глагол в нужную форму, прежде всего, определи, в каком залоге (активном или пассивном) стоит сказуемое. (этот момент очень важен, так как дети часто не видят этого, поэтому я постоянно акцентирую на это внимание!)
  • При определении временной формы глагола обрати внимание на ключевые слова (или как я их называю «слова-подсказки»). Поищи в предложении те слова, которые помогут определить нужное время. Если их нет, то прочитай предыдущее предложение и посмотри, в каком времени стоит глагол. Обычно в тексте все предложения взаимосвязаны.
  • Часто в задании требуется образовать от глагола причастие (третья форма глагола) или герундий (к глаголу прибавляется окончание -ing). Определи, какое это причастие — активное (герундий) или пассивное (третья форма глагола).
  • Если в задании стоит числительное, например, two, то скорее всего, требуется образовать порядковое числительное например, second. Вспомни правила их написания!
  • Если необходимо преобразовать местоимение, определи, какая форма требуется, например стоит местоимение We. Подумай, что здесь может быть: our (за ним сразу стоит существительное), us, ourselves или ours (без существительного). Если речь идёт об указательном местоимении, то посмотри какое может быть число ед. или мн.
  • Если нужно преобразовать существительное, то здесь нужно вспомнить правила образования множественного числа существительных. Часто бывают именно исключения. Повтори их!
  • Если нужно преобразовать прилагательное, то здесь речь идёт о степенях сравнения. Это либо сравнительная, либо превосходная. Вспомни правила образования степеней сравнения прилагательных!

Вот такие советы я обычно даю своим детишкам. Именно  задания данного типа я довожу до автоматизма и ученики с лёгкостью их выполняют. Рекомендуемое время на этот тип заданий — 10 минут. Но натасканные ученики справляются и за 5 минут!

Тренируем грамматический раздел по этим книгам

Задания B11-B16 (Словообразование)

Советы и рекомендацию по выполнению данного типа заданий я подробно писала в этой статье (Как организовать работу над словообразованием) Рекомендую ознакомиться с ней! Там я знакомлю и с пособиями по этой теме.

Задания А22-А28 (Повышенный уровень)

Это задания повышенного уровня и направлены на распознавание и употребление изученных лексических единиц с акцентом на их лексическую сочетаемость. Составлены они в виде теста с множественным выбором.

Многим ученикам кажется такой тип заданий неисполнимым. В основном, что не знают, делают наугад, авось попадут.

Конечно, тут нужно иметь богатый словарный запас, ведь именно здесь проверяются фразовые глаголы, предлоги, устойчивые словосочетания, а также слова, близкие по форме или по значению, которые легко спутать (например, make и do).

Очень хорошее пособие! Отлично тренирует по фразовым глаголам, словам похожими по форме или значению, предлогам и т.д

Л. И. Романова — Английский язык. Лексика в тестах — купить в интернет-магазине Лабиринт

Что тут можно порекомендовать? Вот несколько рекомендаций, которые также можно посоветовать и ученикам:

  • Прочитай полностью текст, не обращая внимание на пропуски, чтобы понять его основное содержание, и подумай, какое слово могло бы подойти. Даже если ты не сможешь вспомнить подходящее слово, оно начнёт «вертеться у тебя на языке», и ты сразу узнаешь его, когда почитаешь предполагаемые ответы.
  • При выборе ответа обрат внимание на слова, прилегающие к пропуску, так как очень часто именно они определяют правильный ответ. Часто выбор правильного ответа может зависеть от предлога, который стоит сразу после пропуска.
  • Если ты не знаешь, какой ответ выбрать, попробуй сначала исключить варианты, которые точно не подходят.
  • Если уж ты всё-таки не можешь определить правильный ответ, положись на свою интуицию и попытайся отгадать, но ни в коем случае не оставляй пустую клетку в бланке.

На такой тип заданий рекомендуется отводить 20 минут.

Напоследок

Почему такое пристальное внимание я уделяю этому разделу?

А все потому, что очень многое в данном разделе зависит от ученика. Если разделы Аудирование или Чтение непредсказуемые, то есть мы заранее не можем знать, какой текст попадётся или какое произношение будет у говорящего, то от раздела Лексика и Грамматика мы ожидаем то, что учили всё это время.

И тут нужно постараться сделать всё возможное, зависящее от нас. Ведь грамматика не бесконечна, её можно изучить и очень даже хорошо преуспеть в ней. Единственное, что может нас страшить, так это лексика. Вот с ней работать и работать!!!

Читать больше, делать много упражнений на расширение словарного запаса, выполнять всевозможные тесты, проверяющие лексическую сочетаемость.

P. S. Увеличить словарный запас и потренировать грамматику можно также не только по учебникам и пособиям. Всегда интересно делать это интерактивно. А уж ученики просто обожают делать задания на компьютере!

Поэтому всем тем, кто до сих пор незнаком с полезными ресурсами Сергея Чернышова, может сделать себе новогодний подарок — приобрести два диска по цене одного! Подробности тут!

Сама я активно использую в своей работе как в школе, так и на индивидуальных занятиях. Более подробно об этих курсах, я писала в своих обзорах здесь и здесь.

Не упустите такую возможность-приобрести два диска по цене одного! Акция действительна до 7 декабря!!!

Заканчиваю писать, надеюсь я с вами ещё встречусь до Нового Года, сильно пропадать не буду. Также заглядывайте в мою группу в контакте . Там я частенько выкладываю фото своих частных занятий, свои покупки и то, что не публикуется на блоге!

С уважением, Лия Осетрова

Введите ваш электронный ящик:

Понравился пост? Поделитесь с друзьями!

0

Рекомендую ещё посмотреть

12 Comments

  1. Лия! Замечательно, что ты находишь точку равновесия между домашней работой и английским.

    Рада читать твой новый пост. Жду продолжения...

    P.S. Вы уже бегунки осваиваете? Скоро мамочке придется всё хорошенько прятать и надёжно закрывать! 😉

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Спасибо Ирина!

    Насчёт ходунков (или бегунков): мы начали её сажать туда уже месяцев с шести где-то точно, мне нравится, что она бегает только вокруг этого игрового центра и не надо по всей комнате за ней бегать. А уж визга и восторга у неё от этого столько...прям хочет уже ходить и бегать, хотя мы практически не ползаем (ленимся)!

    [Ответить]

  2. Герман

    Дорогая Лия,

    спасибо, что Вы не забыли вернуться к нам с интересным житейским повествованием.

    У меня к Вам такой вопрос. Вы написали «даже давала вам ссылку на скачивание файла «Грамматические темы» (этот документ вам пригодится для систематизации и порядка с чего начать).» Но что-то я нигде не нашёл эту ссылку. Помогите, пожалуйста, её отыскать!

    Спасибо. Удачи в деле воспитания малышки.

    Герман

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Герман, здравствуйте!

    Вы пройдите вот в эту статью и там где написан заголовок «Третий этап — подготовка материалов для учеников», вы увидите синим цветом написано Скачать список грамматических тем

    [Ответить]

  3. Наталья

    Уважаемая Лия!

    Огромное спасибо за ценную информацию! Мои ученики ещё в 9 классе, подумывают о сдаче ОГЭ, им эта информация тоже пригодится.

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Наталья!

    Думаю, что памятки будут полезны всем, кто сдаёт экзамены (ГИА и ЕГЭ). Да и учителям, кто впервые сталкивается с таким экзаменом.

    [Ответить]

  4. Татьяна

    большое спасибо за подсказки! иногда сомневаюсь — то ли я делаю, правильно ли? хорошо, когда убеждаешься, что идешь по верному пути! кое-что беру на вооружение!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Татьяна!

    Мне вот тоже иногда так интересно, правильно ли я делаю, ведь все по-разному доходят до цели))

    А так приходится делиться тем, что есть))

    [Ответить]

  5. Ольга

    Здравствуйте, Лия. подскажите пожалуйста, применимо ли все то о чем вы написали в этой статье к подготовке ученика к ГИА — ОГЭ? думаю да, но может есть какие-то особенности?

    благодарю за информацию!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Ольга!

    Экзамены ГИА, ЕГЭ, ОГЭ — это всё одно, задания почти одни и те же, просто после 11 класса в экзамене дополнительно ещё есть задания, более повышенного уровня.

    [Ответить]

  6. Резеда

    Уважаемая Лия! Нашла очень много полезного в вашем блоге. Скачала информации, буду искать предложенные вами пособия по подготовке к ЕГЭ. Спасибо большое. Всех благ!

    [Ответить]

    Liya отвечает:

    Здравствуйте, Резеда!

    Спасибо вам за отзыв, мне это очень важно!

    [Ответить]

Оставьте свой первый комментарий и получите подарок на вашу электронную почту!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Добавить картинку или фото: