Здравствуйте дорогие мои!
Давно уже ничего не писала на блог! Вернее у себя то я пишу, причем несколько статей уже в процессе, но никак не могу их полностью закончить. Всё таки не хватает мне 24 часа в сутки!!! Ну никак!
Решила поделиться с вами своими мыслями и опытом о том, как я готовлю своих учеников к ЕГЭ, а именно рассмотрим раздел «Лексика и грамматика».
Небольшие новости или почему так долго не писала?
Вообще, не думала, что в декретном отпуске буду так много работать. В смысле репетиторствовать. Думала, буду как все! Сидеть в декрете, гулять с малышкой, заниматься бытом, ну и парочку занятий в неделю, чтобы уж совсем не забыть свои навыки. Какой там!
Моя малышка растёт, а она чем больше становится, тем больше внимания требует. Только и успеваю смотреть, как куда-нибудь не заползла или не упала. Все мои ящички уже начала открывать. Пора обезопаситься!
Ну и занятий у меня столько, что можно и не работать на основной работе! Сразу предвещаю вопросы, кто сидит с моей Алиской пока у меня занятия? Конечно же моя мама!
В соседней комнате они играют или спят, пока её мамочка трудится. Я частенько выхожу из комнаты, чтобы удостовериться всё ли в порядке, ничего не нужно ли. Вообщем, пока всех устраивает такое положение.
И вот совсем вечерком, когда все уснут, я услышу тишину, выгляну в окошко и понаблюдаю за махровым снежком, ко мне вдруг придёт муза! и мне хочется поделиться тем, что скопилось в моей неуемной головушке.
Перейдём к главному или почему так много внимания к разделу «Лексика и грамматика»?
Итак, сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом, как я готовлю учеников к ЕГЭ по данному разделу. В принципе, частично я уже писала об этом в этой статье и даже давала вам ссылку на скачивание файла «Грамматические темы» (этот документ вам пригодится для систематизации и порядка с чего начать).
Когда к вам приходит ученик, которому нужно сдавать ЕГЭ, мы всегда прощупываем почву. Сейчас речь будет идти именно о грамматическом разделе. Ко мне приходят совершенно разные ученики и, соответственно, у всех разный уровень подготовленности.
Кто-то из учеников говорит, что он хорошо владеет темами и его просто надо натаскать, кто-то признается, что лучше пройти весь курс сначала. Так вот именно последние ученики нас больше всего интересуют!
Скачайте тот файл с грамматическими темами и рассчитайте примерно, сколько часов или занятий у вас уйдёт на этот экспресс грамматический курс. У меня обычно выходит не больше полугода при регулярных занятий один раз в неделю по 1,5 часа. Чаще занимается ученик — значит быстрее пройдёте.
Оформляем темы в тетрадки!
И вот так, потихонечку, мы берем тему за темой (необязательно строго по списку, иногда меняем местами темы), я пишу в тетрадке обычно своей рукой, часто использую два цвета ручек (красный и синий), цветные маркеры.
Часто копирую материал из New Round-Up, особенно когда много писать некогда или когда хочется, чтобы материал был компактно умещён в тетрадке (обычно это таблицы).
Поэтому в моём арсенале всегда есть клей-карандаш, ножницы. Я быстренько через принтер вывожу материал, вырезаю, а ученики мне помогают приклеить материал в их тетради.
Особенно их забавляет клеить цветными клеями (синий, розовый, зеленый). Они делают это с удовольствием и немного разряжают атмосферу разговорами пока клеют.
Когда материал у них в тетрадях, мы его тщательно разбираем, где-то подписываем перевод, где то уточнения. И потом начинаем уже делать упражнения. Кто читает мой блог регулярно, тот уже в курсе, какие обычно книги и ресурсы я использую.
Грамматика. Тетрадь-тренажер. Тесты и упражнения | Елена Фоменко |
В течение работы я использовала так много пособий, перебрала всевозможные грамматические упражнения, но, к сожалению, меня не устраивает ни одна книга целиком. Что-то возьму из одной книги, что-то из другой.
Иногда хочется побольше упражнений на сравнение конструкции to be going to и Future Simple, но часто представлены только на Future Simple, Future Continuous или Present Simple и Future Simple.
Учебник Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ | Елена Музланова |
Пару слов о моём грамматическом сборнике упражнений!
Вообщем, как я и планировала, легче составить свой сборник и написать только те упражнения, которые я из года в год использую и люблю давать своим ученикам.
Этот процесс уже начался и скоро вы увидете первую часть моего сборника. В первой части будут темы Present Simple, Present Continuous и они же в сравнении (около 65 упражнений получилось). Сборник составлен, сейчас он проходит корректировку.
В будущем хочу собрать все темы, вернее упражнения, чтобы потом просто распечатать как книгу и не копировать по сотни раз одно и то же. Думаю, сделаю вам подарок к Новому Году. По крайней мере постараюсь очень!
P.S. Как и обещала, сборник готов! И вы его можете скачать, прочитав и найти в этой статье!
Задания B4-B10 (памятка ученикам)
Какие могут быть советы по данным заданиям? Что обычно я говорю своим ученикам и даю им в качестве памятки.
- Прежде чем выполнять задания B4-B10, заполняя пропуски, нужно прочитать обязательно весь рассказ или текст целиком, чтобы понять содержание.
- Подсказка на выбор правильной грамматической формы слова необязательно находится в самом предложении, а может быть, например, в предыдущем предложении.
- Если требуется поставить глагол в нужную форму, прежде всего, определи, в каком залоге (активном или пассивном) стоит сказуемое. (этот момент очень важен, так как дети часто не видят этого, поэтому я постоянно акцентирую на это внимание!)
- При определении временной формы глагола обрати внимание на ключевые слова (или как я их называю «слова-подсказки»). Поищи в предложении те слова, которые помогут определить нужное время. Если их нет, то прочитай предыдущее предложение и посмотри, в каком времени стоит глагол. Обычно в тексте все предложения взаимосвязаны.
- Часто в задании требуется образовать от глагола причастие (третья форма глагола) или герундий (к глаголу прибавляется окончание -ing). Определи, какое это причастие — активное (герундий) или пассивное (третья форма глагола).
- Если в задании стоит числительное, например, two, то скорее всего, требуется образовать порядковое числительное например, second. Вспомни правила их написания!
- Если необходимо преобразовать местоимение, определи, какая форма требуется, например стоит местоимение We. Подумай, что здесь может быть: our (за ним сразу стоит существительное), us, ourselves или ours (без существительного). Если речь идёт об указательном местоимении, то посмотри какое может быть число ед. или мн.
- Если нужно преобразовать существительное, то здесь нужно вспомнить правила образования множественного числа существительных. Часто бывают именно исключения. Повтори их!
- Если нужно преобразовать прилагательное, то здесь речь идёт о степенях сравнения. Это либо сравнительная, либо превосходная. Вспомни правила образования степеней сравнения прилагательных!
Вот такие советы я обычно даю своим детишкам. Именно задания данного типа я довожу до автоматизма и ученики с лёгкостью их выполняют. Рекомендуемое время на этот тип заданий — 10 минут. Но натасканные ученики справляются и за 5 минут!
Задания B11-B16 (Словообразование)
Советы и рекомендацию по выполнению данного типа заданий я подробно писала в этой статье (Как организовать работу над словообразованием) Рекомендую ознакомиться с ней! Там я знакомлю и с пособиями по этой теме.
Задания А22-А28 (Повышенный уровень)
Это задания повышенного уровня и направлены на распознавание и употребление изученных лексических единиц с акцентом на их лексическую сочетаемость. Составлены они в виде теста с множественным выбором.
Многим ученикам кажется такой тип заданий неисполнимым. В основном, что не знают, делают наугад, авось попадут.
Конечно, тут нужно иметь богатый словарный запас, ведь именно здесь проверяются фразовые глаголы, предлоги, устойчивые словосочетания, а также слова, близкие по форме или по значению, которые легко спутать (например, make и do).
Л. И. Романова — Английский язык. Лексика в тестах — купить в интернет-магазине Лабиринт
Что тут можно порекомендовать? Вот несколько рекомендаций, которые также можно посоветовать и ученикам:
- Прочитай полностью текст, не обращая внимание на пропуски, чтобы понять его основное содержание, и подумай, какое слово могло бы подойти. Даже если ты не сможешь вспомнить подходящее слово, оно начнёт «вертеться у тебя на языке», и ты сразу узнаешь его, когда почитаешь предполагаемые ответы.
- При выборе ответа обрат внимание на слова, прилегающие к пропуску, так как очень часто именно они определяют правильный ответ. Часто выбор правильного ответа может зависеть от предлога, который стоит сразу после пропуска.
- Если ты не знаешь, какой ответ выбрать, попробуй сначала исключить варианты, которые точно не подходят.
- Если уж ты всё-таки не можешь определить правильный ответ, положись на свою интуицию и попытайся отгадать, но ни в коем случае не оставляй пустую клетку в бланке.
На такой тип заданий рекомендуется отводить 20 минут.
Напоследок
Почему такое пристальное внимание я уделяю этому разделу?
А все потому, что очень многое в данном разделе зависит от ученика. Если разделы Аудирование или Чтение непредсказуемые, то есть мы заранее не можем знать, какой текст попадётся или какое произношение будет у говорящего, то от раздела Лексика и Грамматика мы ожидаем то, что учили всё это время.
И тут нужно постараться сделать всё возможное, зависящее от нас. Ведь грамматика не бесконечна, её можно изучить и очень даже хорошо преуспеть в ней. Единственное, что может нас страшить, так это лексика. Вот с ней работать и работать!!!
Читать больше, делать много упражнений на расширение словарного запаса, выполнять всевозможные тесты, проверяющие лексическую сочетаемость.
P. S. Увеличить словарный запас и потренировать грамматику можно также не только по учебникам и пособиям. Всегда интересно делать это интерактивно. А уж ученики просто обожают делать задания на компьютере!
Поэтому всем тем, кто до сих пор незнаком с полезными ресурсами Сергея Чернышова, может сделать себе новогодний подарок — приобрести два диска по цене одного! Подробности тут!
Сама я активно использую в своей работе как в школе, так и на индивидуальных занятиях. Более подробно об этих курсах, я писала в своих обзорах здесь и здесь.
Заканчиваю писать, надеюсь я с вами ещё встречусь до Нового Года, сильно пропадать не буду. Также заглядывайте в мою группу в контакте . Там я частенько выкладываю фото своих частных занятий, свои покупки и то, что не публикуется на блоге!
Лия! Замечательно, что ты находишь точку равновесия между домашней работой и английским.
Рада читать твой новый пост. Жду продолжения...
P.S. Вы уже бегунки осваиваете? Скоро мамочке придется всё хорошенько прятать и надёжно закрывать! 😉
[Ответить]
декабря 7, 2014 at 0:08
Спасибо Ирина!
Насчёт ходунков (или бегунков): мы начали её сажать туда уже месяцев с шести где-то точно, мне нравится, что она бегает только вокруг этого игрового центра и не надо по всей комнате за ней бегать. А уж визга и восторга у неё от этого столько...прям хочет уже ходить и бегать, хотя мы практически не ползаем (ленимся)!
[Ответить]
Дорогая Лия,
спасибо, что Вы не забыли вернуться к нам с интересным житейским повествованием.
У меня к Вам такой вопрос. Вы написали «даже давала вам ссылку на скачивание файла «Грамматические темы» (этот документ вам пригодится для систематизации и порядка с чего начать).» Но что-то я нигде не нашёл эту ссылку. Помогите, пожалуйста, её отыскать!
Спасибо. Удачи в деле воспитания малышки.
Герман
[Ответить]
декабря 9, 2014 at 18:52
Герман, здравствуйте!
Вы пройдите вот в эту статью и там где написан заголовок «Третий этап — подготовка материалов для учеников», вы увидите синим цветом написано Скачать список грамматических тем
[Ответить]
Уважаемая Лия!
Огромное спасибо за ценную информацию! Мои ученики ещё в 9 классе, подумывают о сдаче ОГЭ, им эта информация тоже пригодится.
[Ответить]
декабря 9, 2014 at 19:21
Здравствуйте, Наталья!
Думаю, что памятки будут полезны всем, кто сдаёт экзамены (ГИА и ЕГЭ). Да и учителям, кто впервые сталкивается с таким экзаменом.
[Ответить]
большое спасибо за подсказки! иногда сомневаюсь — то ли я делаю, правильно ли? хорошо, когда убеждаешься, что идешь по верному пути! кое-что беру на вооружение!
[Ответить]
декабря 9, 2014 at 19:23
Здравствуйте, Татьяна!
Мне вот тоже иногда так интересно, правильно ли я делаю, ведь все по-разному доходят до цели))
А так приходится делиться тем, что есть))
[Ответить]
Здравствуйте, Лия. подскажите пожалуйста, применимо ли все то о чем вы написали в этой статье к подготовке ученика к ГИА — ОГЭ? думаю да, но может есть какие-то особенности?
благодарю за информацию!
[Ответить]
декабря 18, 2014 at 22:48
Здравствуйте, Ольга!
Экзамены ГИА, ЕГЭ, ОГЭ — это всё одно, задания почти одни и те же, просто после 11 класса в экзамене дополнительно ещё есть задания, более повышенного уровня.
[Ответить]
Уважаемая Лия! Нашла очень много полезного в вашем блоге. Скачала информации, буду искать предложенные вами пособия по подготовке к ЕГЭ. Спасибо большое. Всех благ!
[Ответить]
февраля 17, 2015 at 23:48
Здравствуйте, Резеда!
Спасибо вам за отзыв, мне это очень важно!
[Ответить]
Здравствуйте, Лия. подскажите пожалуйста,Вы написали «даже давала вам ссылку на скачивание файла «Грамматические темы» (этот документ вам пригодится для систематизации и порядка с чего начать).» Перечитала все статьи, но не могу найти эту ссылку. Помогите, пожалуйста, её отыскать! Мне очень нужно!!!!Заранее благодарна
[Ответить]
января 8, 2018 at 17:01
Здравствуйте, Татьяна! В этой статье под заголовком «Третий этап — подготовка материалов для учеников» есть фраза Скачать список грамматических тем. Она выделена синим цветом.
[Ответить]
Спасибо большое! Вы , молодец! Первый раз готовлю к ОГЭ , был полный сумбур в голове. Прыгаю с одного раздела к другому. Но прочитав ваши статьи, стало систематизироваться в голове. Очень хочется пройти какие-нибудь курсы. А как к вам записаться на консультацию?
Очень приятно читать ваши статьи,Так держать!!!!!!!!!
[Ответить]
января 9, 2018 at 0:39
Консультация по вопросам подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, методическая помощь по любым вопросам, касающихся преподавания и репетиторства — от 500 р. Переписка может вестись через электронную почту или соц. сеть Вконтакте.
Если вас не устроит то, что я вам расскажу, покажу или дам, деньги благополучно вам возвращаются!
[Ответить]
Совсем забыла спросить еще, Вы писали, что готов ваш сборник по грамматике. Где его можно купить?
[Ответить]
января 9, 2018 at 0:37
У меня на сегодняшний день готовы пока только 2 мини сборника по темам Present Simple and Present Continuous и Past Simple and Present Perfect. Скачать вы можете их совершенно бесплатно в этой статье под заголовком «Когда нужно разобраться в английских временах...»
[Ответить]
Огромное спасибо! Очень хороший материал, бери и работай. Очень хочется, чтобы вы выпустили пособие по подготовке к ОГЭ. Вы такой креативный педагог! Всех вам благ и большого здоровья вашим девочкам!!!!!!
[Ответить]
января 19, 2018 at 1:17
Здравствуйте, Татьяна!
Спасибо за такие приятные слова. Но, думаю, что создание пособия по ЕГЭ это вы замахнулись)) Пусть я лучше буду делиться своим опытом на своём блоге бесплатно.
Спасибо за пожелания моим девочкам здоровья!
[Ответить]