Здравствуйте, коллеги!
Осталось совсем немного до начала устного экзамена по английскому языку. В этом году он будет 15 июня. Уверена, что вы активно сейчас тренируете своих учеников. В этом году я сама хотела досрочно сдать ЕГЭ по английскому языку, мне интересно было пройти устную часть. Но из-за семейных обстоятельств не получилось пойти. Слишком много всего навалилось.
В данной статье я хотела бы поделиться, как мы с учениками готовимся к устной части ЕГЭ, как учимся справляться с боязнью перед микрофоном и какие пособия у меня прижились после многочисленных покупок по данной теме.
Пособия, которые будут радовать меня на следующий учебный год
В общем, в этом году у меня три ученицы, которые сдают ЕГЭ этим 2017 летом. Сейчас активно тренируем задания из раздела «Говорение». Для этого мне помогают пособия, известные уже многим учителям и репетиторам.
На фото представлены часть пособий по устной части. У каждого есть свои плюсы и минусы. Но, несмотря на это, они оказались наиболее используемыми в моей работе как частного репетитора.
- Effective Speaking. Устная часть. ЕГЭ по английскому языку. 10-11 классы. Под редакцией Вербицкой М. В. (Купить в Лабиринт)
Это пособие идеально для начинающих репетиторов, потому как там подробно всё описывается, как работать с каждым заданием, даются практические примеры и упражнения, разбираются критерии оценивания. Есть аудиодиск.
Минус для меня-это лишние 8 страниц в конце, даётся фонетический справочник, которым я никогда не пользовалась и не буду пользоваться. Купила пособие в основном из-за того, что там есть 10 тренировочных вариантов и к некоторым из них есть образцы ответов. Варианты хорошие.
2. Английский язык. Устная часть. Готовимся к ЕГЭ. Автор Юнёва С. А. (Купить в Лабиринт)
Большой плюс этого пособия — это огромное количество (20 штук!!!) тренировочных вариантов с цветными картинками на плотной бумаге. Как оказалось, цветные картинки - очень важный момент при подготовке, так как присматриваться к чёрно-белым иллюстрациям и разглядывать детали не очень. В конце есть критерии оценивания ответов. Минусов не нашла.
3. ЕГЭ. Английский язык. Устная часть. Тренировочные тесты. Автор — Мильруд Р. П. (Купить в Лабиринт, Озон)
Тоже хорошее пособие. Содержит аж 160 тренировочных упражнений для подготовки к устной части. Аудиоприложение скачивается с сайта. Там начитаны тексты для чтения. Минус для меня-это чёрно-белые картинки.
4. Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть. Автор — Мишин А. В. (Купить в Лабиринт, Озон)
Большой плюс данного пособия — это полный разбор одного из вариантов с пошаговыми инструкциями. Мне понравился подход, ощущение, что с тобой разговаривает опытный учитель, делится, как лучше подготовиться к ЕГЭ, какие фразы использовать, почему именно так задать вопрос лучше и так далее. Даны примерные ответы на все задания. Ради этих страниц уже стоить считать книгу ценной для начинающих учителей и репетиторов.
Всего пять вариантов. На все задания, где нужно уметь задать вопрос есть ответы, как можно задать их. В конце небольшой справочник и даны типичные фразы для описания картинок и сравнения фотографий. Картинки, к сожалению, тоже чёрно-белые.
Эти четыре пособия активно у меня использовались при подготовке к устной части. Следующий учебный год буду продолжать работать с ними. Не думаю, что что-то новое ещё могу узнать для себя в новых книжках. Вариантов теперь у меня много, нечего копить, нужно использовать то, что есть.
Кроме того, у меня ещё есть сборник, с которым я делилась с вами в этой статье
Но прошло уже два года, изменились немного формулировки, исправлены ошибки, которые были допущены. В общем, делюсь снова с вами, но уже обновлённой версией. Вот вам в копилку ещё 10 вариантов!
Как я работаю с устными ответами учеников
Кстати, как то я вам делала обзор пособия Немыкиной А. И. с её тренажером. Так вот, сама книга для меня оказалось неинтересной, картинки трудны для описания и сравнения. А вот тренажёр её оказался очень полезным. Вернее, я только недавно сообразила, что можно делать варианты не из её книги, а просто включить какой-нибудь вариант из тренажёра, а говорить другой совершенно вариант, из той книги, которая вам по душе.
Таким образом, у меня идёт отсчёт времени, как на экзамене и программа даёт возможность записать ответ ученика полностью.
Почему я раньше не сообразила? Для меня стало очень удобно, каждый ответ ученика я могу записать и уже потом отправляю по почте. Ученик дома ещё раз прослушивает свой ответ и делает выводы.
Радостно замечать, когда с каждым разом ответ ученика становится лучше и увереннее. Его голос не дрожит, чёткий и громкий. Как говорила моя ученица, теперь не стыдно слушать себя.
В общем, мой совет — обязательно записывайте ответ ученика, устраиваете им подобие настоящего экзамена. Микрофон, наушники — мои постоянные спутники устных ответов. Иначе никак психологически ребенка не подготовить, если он не почувствует себя, как на экзамене.
Записывать можно на любое устройство: телефон, на тренажёр Немыкиной, диктофон. Главное, чтобы запись была более менее качественной для прослушивания.
Как справиться со страхом микрофона и записи себя?
Первые устные ответы у моих учеников были волнительные, тихие. Даже были небольшие истерики и срывы, когда приходит очередь сравнивать картинки, многие теряются, потому что время идёт, часики тикают, а в голове не могут сообразить сходства и отличия.
Некоторые мои ученицы нервничали и отодвигали микрофон со словами: «Всё. Я не буду. Я ничего не знаю. У меня не получается. Я не успеваю». Это нормальная реакция. Что делать в таких случаях?
Похожие ситуации, где явно есть нервозность и волнение ученика перед микрофоном, мы стараемся вместе с учеником пережить. Как обычно делаем?
- Сначала ученик старается отвечать без микрофона. Нужно добиться, чтобы основные фразы и клише ученик знал очень хорошо и не тратил времени на их обдумывание.
- Потом просто говорим в неподключенный микрофон, запись не делаем. Конечно на этом этапе, я могу и включить его, если чувствую, что ребенок готов уже.
- Самое главное, пояснить ученику, что это своего рода игра, что потом ему даже понравится отвечать, и после экзамена он ещё будет говорить подобные вещи типа: «Лучше сдать ещё раз устную часть, чем сидеть три часа на письменной!» Не нужно запугивать ребенка, а спокойным голосом объяснить, за что могут снизить баллы и как лучше отвечать.
- Потом делаем первую запись.
Обычно ученик отвечает негромко. Текст читает быстро, так как боится не успеть за отведенное время. Замечаю, что на втором задании ученик немного расслабляется, так как время отводится предостаточно, отвечает спокойно. К третьему заданию спокойствие ещё держится по инерции, но на четвёртом, когда нужно сравнить картинки, нервозность снова возрастает.
И вот тут банальный совет — нужно много тренироваться, чтобы успеть за отведенное время и задание сделать на максимальный балл.
Сейчас, возможно, им кажется уже смешно и совсем не страшно. Но это результат усердных тренировок. На каждом занятии мы обязательно отводим время на устный ответ под запись, они это знают и морально настраиваются.
В помощь своим ученикам также могу порекомендовать сайт, где есть тренировочная версия станции записи устных ответов, чтобы дети могли представить себе, как всё будет выглядеть на экзамене.
Вот так, дорогие коллеги, я работаю с учениками и их устными ответами. Вместе работаем, вместе переживаем. Нужно быть не только учителем, но и психологом немного.
P. S. На просторах интернета как-то искала задания по устной части и вышла на довольно интересный и полезный видеоконтент. Создателя этих замечательных видеороликов зовут Елена Шрамкова. Она делала их сама. По-моему очень здорово. Может быть, вам тоже они понравятся, можно ученикам дать посмотреть.
Надеюсь, у вас тоже идёт плодотворно подготовка к ЕГЭ, хотя, если честно, немного устала уже и хочется лета. Казанская весна не радует нас тёплыми деньками, пока ещё холодно и ветрено. И даже снег сегодня выпал.
Благодарю Вас за такие полезные советы. Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи! Успехов Вам!
[Ответить]
апреля 20, 2017 at 18:42
Здравствуйте, Radzhana!
Рада, что вам нравится!
[Ответить]
Лия, завидую вашим ученикам! Уверена, что с таким учителем
ваши ученицы могут смело идти сдавать любой экзамен. Успехов
вам !
[Ответить]
апреля 21, 2017 at 2:04
Доброго времени суток, Марина Григорьевна!
Спасибо большое вам за слова! Я действительно полностью поглощаюсь в своё любимое дело, по-другому не могу.
Надеюсь, что ученики мои ценят это и только совместными усилиями мы можем добиться результата!
[Ответить]
Ой, Лия! Как здорово, что ты всё это написала. Как раз хотела тебе сегодня написать и посоветоваться насчёт Говорения в ЕГЭ. А ты меня опередила и всё написала. Спасибо!
[Ответить]
апреля 21, 2017 at 19:17
Привет, Маргарита!
Рада, что вселенная помогла твоим желаниям сбыться так быстро, как ты захотела.
[Ответить]
Лия Дамировна, всегда с удовольствием читаю ваш блог, поэтому обрадовалась, когда увидела статью с познавательными видео на очень важную и интересную для меня тему. Большое Вам спасибо!:)
[Ответить]
апреля 26, 2017 at 16:44
Валерия, очень неожиданно было получить от тебя комментарий!
Надеюсь, у тебя всё получится и желаю тебе получить максимальный балл!
[Ответить]
Лия, спасибо за обзор пособий по подготовке к ЕГЭ. Некоторыми из них я также активно пользуюсь. Очень рада, если вашим читателям понравятся мои ролики. Опыт и энтузиазм коллег меня всегда вдохновляет, поэтому и своими наработками всегда делюсь охотно. Удачи на экзаменах всем ученикам!
[Ответить]
апреля 26, 2017 at 16:42
Спасибо большое, Елена!
Это ценно, когда коллеги делятся информацией и своим опытом!
Мне нравится эта тенденция, что сейчас учителя не сидят в своём болоте, а, наконец-то выбираются и хотят получить глоток свежего воздуха!
Чего стоит только то, что появилось много групп творческих учителей и многие имеют свои каналы на ютубе!
[Ответить]
очень полезная информация и для педагогов и для учителей
[Ответить]
марта 3, 2018 at 14:56
Спасибо, Ирина!
[Ответить]
Лия, добрый вечер. У меня вопрос . При сравнении либо описании картинки допустимо говорить фразу in conclusion I'd like to point out that...ну и вывод соответсвенно картинке. Спасибо заранее
[Ответить]